Генеалогия «от модернизма»
Оно предрасполагает к негативной оценке «бурных 60-х». А вот Ф. Боноски, отнюдь не затушевывая противоречий движения протеста, подчеркивает связь некоторых феноменов молодежной культуры с «красными 30-ми». Не принимая на веру анафему, которой «новые левые» неоднократно предавали левых «старых», американский коммунист анализирует их подлинное взаимодействие. Так, например, подвергнув критике крайности театрального «неоавангардизма», Ф. Боноски подчеркивает: «И все же существовал другой авангард, корни которого уходили в социальный театр 30-х — начала 50-х годов. В 60-е годы он выступал против преступлений и бесчинств, совершаемых Соединенными Штатами во Вьетнаме. Временами этот театр использовал технику «другого» театра, внешне их форма совпадала. Но его основная линия была абсолютно ясна: он выступал против войны, и при этом с четко выраженных антикапиталистических позиций» 2.
Здесь автор одновременно фиксирует важную грань собственно художественного процесса — «совпадение по форме» явлений различной идейной направленности (в данном случае «псевдоноваторства» и подлинно социального искусства) — и выявляет преемственность прогрессивных традиций от 30-х годов к 60-м. Отсюда и характерные для марксистской общественно-политической мысли правомерные параллели между 30-ми и 60-ми годами, поскольку в оба эти периода отрицание буржуазной системы ценностей стало ведущей тенденцией культурного процесса. Постоянство и неоднозначность процессов наследования культуры прослеживается и на протяжении трех последних десятилетий, в масштабах истории искусств срока относительно небольшого. При всех метаморфозах, порождаемых ускорением современного художественного развития, в это время продолжали работать одни и те же художники, не прекращаясь, шла борьба между различными художественными направлениями, более или менее очевидно проявлялись внутренние взаимодействия художественного процесса.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.