Фрейдовское положение
Нужно сказать, что используемое теоретиками контркультуры: труд есть боль — представляет собой абстрактную рационализацию непосредственных ощущений, испытываемых в процессе капиталистической эксплуатации, которые в психоанализе неправомерно приобретают статус теоретической установки, лежащий в основе концепции культуры и искусства. В то же время как выражение определенной эмоции отождествление труда с болью в какой-то степени правомерно: «Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание»2. Маркс вспоминает библейское проклятие «Да будешь ты трудиться в поте лица своего!», когда говорит о том, что в исторически существовавших формах труда — рабском, барщинном, наемном— труд воспринимался как нечто отталкивающее и приносящее страдание, в противоположность чему «не-труд» выступал как сфера свободы и наслаждения. Однако, в отличие от
Маркса, Маркузе остается в своих теоретических построениях на уровне рационализированной эмоции, которую может испытывать лишь задавленный непосильным тяжелым трудом человек, считающий, что все иные формы деятельности, в том числе и художественно-эстетическое творчество, являются всего лишь «игрой». Зафиксировав массовый для капитализма характер ощущения, согласно которому трудовая деятельность воспринимается как насилие над чувственностью индивида и отчуждение его природных эстетических способностей, Маркузе и его единомышленники не ставят в дальнейшем вопроса о социальноисторической обусловленности данного психологического восприятия. Социальная эстетика контркультуры, вопреки ее стремлению «углубить» марксистский анализ эксплуатации и отчуждения и марксистскую концепцию роли искусства в общественной жизни путем добавления «психоаналитического измерения», не идет далее психологизированного рассмотрения проблемы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.