Философия культуры
Через философию культуры Э. Кассирера, эмигрировавшего в годы нацизма в Америку, марбургское неокантианство повлияло и на эстетику США. Кассирер, непосредственно причислявший себя к неокантианству, в своем трехтомном труде «Философия символических форм» придает когеновскому анализу формирования сознания историческое измерение: он исследует его уже не в онтогенезе, а в филогенезе. Особое значение здесь, вслед за Когеном, придается языку, и главным предметом исследования становится «критика языка и языковых форм мышления». Язык при этом рассматривается не только как средство мышления, но и выражения чувства, аффекта, и во всем своем объеме входит в более широкую сеть посредников отношения человека к миру в систему символов. Поэтому определение человека как Homo sapiens Кассирер считает слишком узким и предлагает заменить его на Homo symbolicus. Искусство у Кассирера предстает наряду с наукой, религией, правом формой символического осмысления мира, возникающей на почве мифологического сознания. В отличие от Когена Кассирер видит в мифе не просто исторически преходящую форму сознания, а «изначальную форму жизни», которая выражает себя в языке и задает направленность становления всех культурных форм народа, определяет его судьбу. Поэтому миф, по Кассиреру, через унаследованную от него структуру языка образует ядро сознания современного человека и воздействует на процесс художественного творчества. Эта идея получила признание и многогранную разработку в эстетической мысли XX века.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.