Эвридика для Сигуэнсы

Эвридика для Сигуэнсы – это «та часть человеческого существа, которая стремится к свету знаний». Орфей – аллегория Музыки, покоряющей даже страшного Цербера.

В теоретической литературе по искусству конца XVI в. интерес к аллегорико-морализаторскому истолкованию античных образов приходит на смену интереса к героическому.

Героическая трактовка

Эвридика для Сигуэнсы – это «та часть человеческого существа, которая стремится к свету знаний». Орфей – аллегория Музыки, покоряющей даже страшного Цербера.

В теоретической литературе по искусству конца XVI в. интерес к аллегорико-морализаторскому истолкованию античных образов приходит на смену интереса к героическому.

Героическая трактовка античных образов выявляет одну из характерных черт испанской культуры эпохи Возрождения – ее героический настрой, свойственный основной направленности испанской политической истории этого времени.

Античные образы как носители героического начала особенно ярко проявили себя именно в испанском искусстве XVI в.. В испанском искусстве XVII в. наряду с героическим подходом к трактовке античных образов заявит о себе иное понимание античных персонажей, характеризующееся многозначностью выражаемых ими аллегорий.

SUMMARY

The article analyses the perception of antiquity by the Spanish art theorists of the XVI century. The author shows that it was the heroic representation of generals, emperors, and mythological characters that held the most interest for the Spanish art theorists in respect of ancient art. The heroic interpretation of ancient images reflects one of the most prominent features of the Renaissance Spanish culture – its heroic tone, which went with the flow of the Spanish political history of that time.

ПРИМЕЧАНИЯ

С. К. Савватеев

КНИГИ И ТРАКТАТЫ О ЖИВОПИСИ

В

ИСПАНИИ XVI-XVII ВВ.

В XVI веке получила широкое распространение литература о живописи, чему предшествовал расцвет этого вида искусства в эпоху кватроченто. Ренессансное мировоззрение рассматривало искусство как явление культуры. Возникает стремление узнать его историю и эволюцию. Художественное творчество понимается как разновидность интеллектуальной деятельности и привлекает внимание гуманистически образованных людей. Ставятся вопросы о цели и функции искусства. Выявляются и определяются эстетические категории объясняющие создание и функционирование художественных произведений и предписываются нормы и законы, по которым они должны создаваться. Такой обширный диапазон выдвигаемых проблем был характерен в первую очередь по отношению к живописи в силу её полифункциональности. Как пример можно привести идущее из античности сравнение ut pictura poesis (поэзия как живопись), которое в рассматриваемое нами время получило широкое и разнообразное культурологическое обоснование и, в свою очередь, породило обратное – ut роesis pictura (живопись как поэзия).

Добавить комментарий