Этот этический идеал
Этот этический идеал с замечательной силой и благородством чувства выражен в стихотворении «Прости», заканчивающемся так: Прости! Всю прошлую тревогу Беру я в спутницы себе,— Я с ней пройду, моляся богу Лишь только, только о тебе. Как дорог был Коста Хетагурову этот этический принцип, особенно четко видно из его письма к А. А, Цаликовой от 7 сентября 1899 года. Говоря о порче текстов в «Ирон фандыр» издателем Гаппо Баевым, Коста особенно возмущался тем, что из стихотворения «Фесаер» («Пропади») «…выброшена целая строфа, которая вероятно не понравилась из^ дателю, а того не сообразил, что этим он ослабил силу стиха и нарушил мотив, которым передается «Фесаеф». В чем же выразилось это «ослабление силы стиха и нарушение мотива»? В стихотворении «Фесаеф» выражено отчаяние обманутого в любви человека, которому предпочли другого. Но важно здесь отметить, что в своем горе герой винит себя, а не любимую. Однако в стихотворении резко обличается социальная причина разрушения любви, поэтому читатель легко может перенести ненависть героя стихотворения к богатому сопернику — в этом социальный смысл стихотворения! — на его любимую.Каста выделяет в отдельную строфу слова лрощенья: Милая, зачем Изменила мне?! — Что ж, пусть твой бог Будет тебе судья (подстрочный перевод). Издатель выбрасывает их и этим, конечно, «нарушает гмотив» всего произведения — подменяет мотив прощения мотивом ревности. Коста хорошо знал, что поэт призван образовывать и нравственное чувство читателя, а тем более читателя Осетии конца XIX века, когда всякое отступление даже от слова, данного в момент так называемой помолвки, вело к мести и нередко к кровопролитию.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.