Эстетика контркультуры
Таким образом, использует фрейдовскую схему формирования невроза, но с противоположным ценностным знаком. Например, согласно Маркузе, возрождение орфико-эстетической чувственности как индивидуального феномена является невротическим симптомом — в этом он солидарен с Фрейдом. Однако предполагается, что как явление социального масштаба воскрешение орфического либидо может привести к самосублимации чувственных влечений в социальноприемлемых формах и созданию нерепрессивной десублимиро — ванной культуры. Путем, ведущим к этому идиллическому состоянию, объявлено формирование «новой чувственности» и полное доверие к художественной фантазии. Абсолютизировав проблему репрессивной манипуляции человеческим сознанием в современном буржуазном обществе и противопоставляя ему лишь спонтанность чувственно-эстетической фантазии и воображения, Маркузе вынужден и само сознание рассматривать как разрушительный фактор по отношению к якобы существовавшему некогда психическому единству человеческой «природы». Если Фрейдом сознание трактовалось как относительно самостоятельная арена борьбы «Оно» и «Сверх-Я», то для Маркузе вся сфера сознания все в большей степени приобретает черты официально санкционированного придатка «Сверх-Я», всецело подчиненного «принципу реальности». Изменение функциональных отношений между структурными элементами человеческой психики Маркузе связывает с вторжением «принципа реальности» в сферу «принципа удовольствия», проникновением рационально организованного и манипулируемого сознания туда, где раньше как будто бы безраздельно господствовали бессознательные чувственные влечения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.