Эстетическая проблематика
Как мы видим, представляет собой один из важнейших компонентов общих Определяя методологические основания такого анализа, надо учитывать и то, что участие искусства в общественно-политической жизни отнюдь не ограничивается работами, создаваемыми «сегодня» и «на злобу дня». Да и роль того или иного произведения не исчерпывается результатами его «современных» прочтений, не адекватных ни субъективной цели автора, ни оценке критики или теории. История свидетельствует о том, что в соответствии с различиями в ценностной ориентации эпох и поколений, общественных классов, слоев, групп, наконец, отдельных индивидов на разных этапах их жизненного пути различными оказываются и те произведения и их варианты, которым отдается предпочтение. Некогда забытые тексты «оживают» вновь, а лишь недавно бывшие любимцами «моды» отходят на второй план. Системы понимания (а в случае, например, театра неизбежно и интерпретации) варьируют при этом в достаточно широком диапазоне, о чем, в частности, свидетельствует, по словам Маркса, неправильное понимание классицизмом греческой драмы и Аристотеля как ее истолкователя *. Общественную роль искусства определяют поэтому не только создаваемые произведения, но и отношение к прошлому, принципы освоения наследия. Отсюда и подчас кричащие противоречия в конкретных преломлениях идей и образов, вплоть до морализаторского предпочтения сиюминутного эффекта неопределенной, но столь органичной для искусства ориентации «на вечность». Вспомним, что еще Жан-Жак Руссо восхвалял того, кто «низведет свой гений до уровня века и создание посредственных произведений, которыми будут восхищаться при его жизни, предпочтет созданию шедевров, которыми будут восторгаться лишь через много лет после его смерти»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.