Эстетическая форма
Дело прежде всего в том, что сама, которая, согласно его интерпретации, «удаляет» искусство от реальной общественной жизни, «выводит» его в новое — «эстетическое» — измерение и в которой, далее, воплощается критическая функция искусства, с одной стороны, «удаляет искусство из актуальной сферы классовой борьбы», а с другой — «отрицает реалистически-конформистское сознание» . Для Маркузе феномен эстетического остранения, достигаемый посредством модернистской формы, оказывается воплощением критического потенциала искусства. В итоге всех этих рассуждений предлагается следующий выход: поскольку реализм расценивается вульгарно-социологически — как метод конформистско-апологетического сознания, искусство «должно» вечно разрушать свою традиционную форму и так же вечно стремиться к бесконечному модернистскому формотворчеству. В какой-то мере Маркузе все же хочет сохранить формальную преемственность по отношению к своей прежней позиции по вопросу о роли искусства в общественной жизни. В «свободном обществе», пишет он, художественные образы станут «аспектами реальности»; однако, добавляет Маркузе, «даже и такое общество не возвестило бы конца искусства, преодоления трагедии, примирения Диониса и Аполлона». В целом свою книгу Маркузе заканчивает на пессимистических нотах: «Социализм не может и никогда не сможет освободить Эрос от Танатоса. Таков предел, который требует революционного преодоления любого достигнутого уровня свободы: это борьба во имя невозможного, против непобедимого, чьи владения, очевидно, никогда не будут завоеваны… На искусстве остается печать несвободы; сопротивляясь ей, искусство обретает свою автономию»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.