Есть некоторые вещи
… Но есть некоторые вещи, которые воздействуют на него глубже, чем другие. Все остальные вещи воздействуют на него в той форме, что приводят его в некоторое состояние: холода, тепла, благосклонности.…Но ребенок сталкивается с тем, что есть вещи, благодаря которым он приближается к или избегает вещей, приносящих ему удовольствие или
… Но есть некоторые вещи, которые воздействуют на него глубже, чем другие. Все остальные вещи воздействуют на него в той форме, что приводят его в некоторое состояние: холода, тепла, благосклонности.…Но ребенок сталкивается с тем, что есть вещи, благодаря которым он приближается к или избегает вещей, приносящих ему удовольствие или страдание: есть некоторые вещи как посредники других вещей. Эти же вещи не только приближают его или удаляют от других вещей, но в силу сосуществования, которое приходит к ребенку от всех остальных, психобиологически придают очертания ребенку, придают очертания его собственной жизни. Они не ограничиваются тем, что вызывают состояния, они направляют его шаги. Такова реальная и специфическая форма, в которой все остальные находятся в реальности ребенка, в его жизни: придавая ей форму. Они являются другими как другими некоторым образом. Другие не только не аналогичны мне, но реальность прямо противоположна: остальные оставляют на мне отпечаток того, чем они являются, вынуждают меня быть подобными им». (HRS. 237)
Социальное измерение человека означает, поэтому, в его радикальной сущности, формирующую инкрустацию других в жизни ребенка (соотнесенность со всеми остальными) до того, как ребенок приобретет осознание самого себя и других. В силу соотнесенности со всеми остальными человеческий индивид остается внутри всего человеческого в целом и в ситуации сосуществования, и это нахождение состоит в связывании, которое приходит к нему от всех остальных относительно его собственной реализации.
Это неотчуждаемое присутствие всех остальных людей является чем-то чрезвычайно конкретным: индивид остается неразрывно связанным с универсумом лиц, вещей, привычек и т.д., которые составляют то, что разговорная речь обозначает как детскую родину или родную землю, и что Субири называет жилищем (HRS, 254-255): земля, страна, собственный культурный универсум и т.д. Связь человека со своим жилищем проявляется, например, в негативном феномене ностальгии, в котором переживается отсутствие всех остальных, отсутствие чего-то из своего жилища, но не только как утрата, но как тоска: поэтому ностальгия сопровождается позитивным явлением тоски по чему-то.
4.3.2. Тип реальности «связанности»
Сосуществовать радикально означает быть связанным. Но каким типом реальности или сущности обладает эта связь? Она не обладает, конечно, приписываемой ей Дюркгеймом субстантивностью, потому что только конкретные индивиды обладают субстантивной реальностью. Субири объясняет это следующим образом – поначалу не вполне ясным:
«Индивиды являются субстратом всего социального, но само социальное является просто и чисто некоторым единством связи всех людей как формой реальности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.