Движение протеста до уровня терапевтической игры
Р. Арон низводит ирреального, сценического выражения неких невротических комплексов, от которых, по его мнению, страдает молодое поколение и художественногуманитарная интеллигенция. С этой точки зрения, «психодрама» лишь выплеснулась с театрально-терапевтической сцены на улицу и втянула в свой «игровой» водоворот несравненно большие массы потенциальных пациентов. В результате «психодраматически» истолкованный леворадикальный протест отождествляется с театрально-игровой фантасмагорией, лишь отдаленным образом напоминающей проблемы реальной жизни. Вместе с тем как «психодраматический» мотив в интерпретации контркультуры и всего молодежного движения протеста, так и попытки его осмысления в качестве «эстетского синдрома» не являются лишь праздным вымыслом консервативной критики. Когда «правые» оппоненты леворадикального движения стараются переосмыслить его в терминах «эстетства», «интеллигентщины», «нарциссизма», они отражают некоторые реальные стороны мироощущения новых левых, леворадикальной идеологии и эстетики, хотя и совершают это предвзято и односторонне. Это связано в первую очередь с тем, что художественно-эстетическая проблематика, как мы говорили, действительно заняла важное место в сознании леворадикального протеста. Но только ли об «эстетстве», прорывающемся в неподходящую для этого область политики, свидетельствует «игровой» характер леворадикальной конфронтации и осознание ее контркультурой в качестве «революции как театра»? Заметим, что сама аналогия между театром и жизнью родилась еще у истоков западной цивилизации.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.