Духовная ситуация современного Запада
Но какие же доводы приводит этот критик для подтверждения своих тезисов? И здесь мы видим полное смешение стилей, течений, направлений, тенденций, не только не проясняющих, но, скорее, затуманивающих. Так, например, Креймер не без оснований указывает на нынешнее распространение (или, вернее, возрождение) моды на телевизионные «мыльные оперы», душещипательные мелодрамы, детективы и триллеры. Но тут же в качестве «доказательств» существования «консервативного крена» в западном искусстве 70-х годов он ссылается на охлаждение интереса к абстракционизму и более того — на рост интереса массового зрителя к реалистической живописи, классическому балету, опере «бель канто» и т. д. Креймер увлеченно говорит об успехе классических постановок «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика», «Жизели», «Ромео и Джульетты», об интересе к музыке Доницетти, Беллини. Возникает законный вопрос: при чем же здесь консерватизм? Знание и интерес к классическому художественному наследию является одним из важнейших компонентов развитого эстетического вкуса. Поэтому-то и приведенные Креймером примеры нисколько не подтверждают его идеи о господстве «духа консерватизма» в западном искусстве и эстетической мысли 70-х годов. Речь, скорее, идет о другом — о настойчивых попытках определенных кругов насадить этот «дух», внедрить его в общественное и художественное сознание современного Запада. В то же время нельзя не признать, что сторонники идеи консервативной «реставрации» стремятся апеллировать к некоторым реальным тенденциям в развитии западного общественного и художественного сознания, которые под определенным углом зрения выглядят именно как усиление в нем консервативных настроений.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.