Для Грасиана
В ряд писателей, сумевших передать нам наиболее острые взгляды своей эпохи и, что наиболее важно, наиболее значимо, передать их в своем личном видении реальности. Это уже не одни только исторические и локальные черты, но концентрация радикальных элементов человеческой природы и жизни, того, что является вечным и необходимым в человеке.
В ряд писателей, сумевших передать нам наиболее острые взгляды своей эпохи и, что наиболее важно, наиболее значимо, передать их в своем личном видении реальности. Это уже не одни только исторические и локальные черты, но концентрация радикальных элементов человеческой природы и жизни, того, что является вечным и необходимым в человеке.
«Критикон» Грасиана, как и «Дон Кихот» Сервантеса, роман, в котором два персонажа предпринимают путешествие по миру. Перед ними проходят страны и люди. Их взорам предстает современное Грасиану общество. Приключения героев, их удачи и неудачи, то, что они видят вокруг, и то, что происходит с ними самими, все это не столько проявление странности и эксцентричности их рассудка, сколько сумасшествие самого этого мира, их отвергающего. Наблюдение за отдельными различиями этих двух романов, помогает понять, как упадок, который предвосхищает Сервантес, трансформируется у Грасиана в волну сумасшествия, готовую захлестнуть Испанию, и которая, во всяком случае, захлестнула самого автора. У Сервантеса жизнь рассматривается как длящаяся напряженность, как конфликтность без возможности нахождения решений в ней самой, без внутренней справедливости, которая награждает доброту и рыцарскую отвагу. Если такая награда и может быть получена, то не в этом мире. В этом смысле роман Сервантеса – произведение разочарованное. Без сомнения, вся любовь, все уважение и даже восхищение автора концентрируются на фигуре героя. Если он не восторжествует, то только по причине своего безумия, однако, по большому счету, мир – это не то место, которое соответствует его величине. Сны духа удивительны, но мир движется не снами, а лишь расчетом; заявив этот принцип, Сервантес провозглашает конец эпохи.
Для Грасиана сон жизни не благородное помешательство, а просто глупость. Два главных действующих лица «Критикона» зовутся Андренио и Критило: простое филологическое рассмотрение имен тщательнейшим образом подобранных, изобретенных Грасианом, демонстрирует нам свое аллегорическое значение. Андренио, очевидно, происходит от andreios, т.е. человек природный, импульсивный, человек, который без раздумий бросается в деятельность, в результате которой он будет казаться знатным. Критило – человек разумный происходит от «кризис», «конфликт». Это критический рассудок в смысле того холодного изучения реальности, которое раскрывает нам невозможность ее изменения посредством введения идеалов и, таким образом, бесполезность подобных усилий. Несколько ранее те же самые идеалы, подвергнутые критическому анализу, появляются перед нами как фальшивые образы идеального, как иллюзии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.