Диссертация Чернышевского
Следующим важнейшим положением рассматриваемой диссертации Писарев считает утверждение, что искусство не может создавать своего собственного мира, а принуждено ограничиться воссозданием того мира, который существует в действительности. Тем самым становятся излишни всякие разговоры о художественных достоинствах произведений. Споры между критиками теперь будут проходить совсем не на эстетической почве. В них будут обсуждаться только те общественные проблемы, какие подняты в данном произведении. Таким образом, по мнению Писарева, диссертация Чернышевского сыграла освободительную роль: она освободила критиков от необходимости при обсуждении проблем содержания отвлекаться на эстетические вопросы формы.
Можно заметить, что Писарев в понимании эстетики отдает дань устаревшим архаическим представлениям об эстетике как просто расширенной поэтике, которая озабочена только формой произведения, т. е. соблюдением правил композиции, языка, ритма, размера и т. д. для придания ему красоты. Такую эстетику Чернышевский действительно разрушил, но ставил ли он задачу разрушить эстетику в целом и доказать, что такой философской дисциплины вообще больше не существует, в чем был убежден Писарев, остается вопросом.
В. С. Соловьев ответил на него подругому. Но возникает сомнение: мог ли сказать чтото позитивное о диссертации Чернышевского представитель той самой идеалистической философии, против которой было направлено все ее содержание? Если вспомнить, что широта натуры и уравновешенность мысли спасали Соловьева от крайностей, в которые впадали его современники, не способные, как он, выслушивать другие мнения, поднимали его над спорящими и ссорящимися между собой сторонами, ответ на этот вопрос не покажется слишком неожиданным. Поэтому не надо удивляться парадоксу: если Писарев посчитал диссертацию Чернышевского последним шагом, сделанным на пути к полной ликвидации эстетики, то Соловьев, наоборот, заявил, что она является первым шагом к положительной эстетике будущего. Понять и объяснить это провидческое заявление мы сможем тогда, когда оно будет рассмотрено в целостной системе мировоззрения Соловьева в специальном параграфе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.