Давние традиции
Преломлялись в искусстве и более: об их решающем художественном значении говорят и новое открытие на рубеже 70-х годов творчества Германа Гессе, и актуальность истории революционного движения прошлых веков (спектакль французского «Театра Солнца» «1789», 1970, или фильм Р. Аллио «Камизары», 1971), и политизированное прочтение классики, в особенности Шекспира2. Важную роль в развитии прогрессивных тенденций сыграло также расширение международных контактов, влияние культуры социалистических и развивающихся стран. Борьба социалистической и буржуазной культуры на Западе не только разграничивает между собой различные направления в искусстве, но и как бы разрывает их изнутри. Ведь прогрессивные элементы подчас неожиданно появляются и в произведениях, ведущие мотивы которых, казалось бы, очевидно обслуживают господствующую идеологию. Черты демократической культуры присущи и творчеству художников, пусть непоследовательных, но ищущих альтернативу буржуазному мироустройству, даже в тех случаях, когда их субъективные заблуждения препятствуют выявлению подлинных путей решения поднимаемых проблем, как социальных, так и художественных. Конечно, каждый из видов искусства сам по себе заслуживает специального исследования. В соответствии со своей конкретной спецификой та или иная форма художественного творчества по-своему участвует в социокультурных движениях. Музыкальный авангард, поп-музыка и сентиментальный романс, абстрактный экспрессионизм, поп-арт или гиперреализм в изобразительных искусствах, «новый роман», документальная проза, «шпионская» и «черная» серии, экспериментальное слово — творчество и «деконструкция» в литературе, «театр абсурда», «хеппенинг», нравоучительная драма на сцене в той или иной мере соотносятся с рассматриваемыми направлениями в культуре. Эти явления, как и многие нами не упомянутые, получили определенное отражение в советской критической литературе
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.