Чувственное восприятие в целом
Но общим по-прежнему было то, что даже представители эмпиризма уделяли недостаточно внимания чувственному моменту, особенно в том, что касается его структуры. Это забвение очень серьезно, так как чувства – это место первоначального опыта вещей.
Поэтому необходимо учитывать все первоначальные данные человеческого познания (и не только научного) в
Но общим по-прежнему было то, что даже представители эмпиризма уделяли недостаточно внимания чувственному моменту, особенно в том, что касается его структуры. Это забвение очень серьезно, так как чувства – это место первоначального опыта вещей.
Поэтому необходимо учитывать все первоначальные данные человеческого познания (и не только научного) в актуальном единстве субъекта-объекта и структурном единстве чувства и разума.
В чем же состоит познание вещей? Оно состоит в восприятии (aprehension): в том факте, что я отдаю себе отчет в том, что уже присутствует во мне.
Чтобы очертить этот радикальный факт, проанализируем фундаментальные уровни человеческого восприятия:
— структурный или глубинный уровень, который непосредственно не осознается в своем функционировании.
— уровень обыденного знания.
— высший уровень знания (знание в строгом смысле этого слова).
3.1. Радикальная структура человеческого восприятия: первоначальное восприятие реальности.
3.1.1. Чувственное восприятие в целом.
Необходимо обратить внимание на собственную природу человеческого восприятия. И так как в человеке восприятие имеет место как чувственное восприятие и как умозрительное постижение, то мы начнем с первого. Чувственное восприятие представляет собой жизненный процесс ощущения, общий для человека и животных, и состоящий из трех моментов:
момент возбуждения: нечто экзогенное или эндогенное вызывает процесс. Возбуждение не сводится к физическому возбуждению, но предполагает его.
момент изменения тонуса: возбуждение воздействует на состояние животного, изменяя его жизненный тонус:
момент ответа: изменение тонуса обуславливает адекватный ответ.
Чувственное познание является единым процессом, составленным внутренним образом из этих трех моментов. Момент возбуждения чувственного процесса состоит в восприятии возбудителя: это чувственное восприятие, которое состоит в том, чтобы быть впечатлением (impresion), и которое в свою очередь состоит из трех конститутивных моментов:
аффектирование субъекта чувственного восприятия со стороны всего ощущаемого; он претерпевает ощущение (цветов, звуков, температуры и т.д.).
момент инаковости (alteridad): дело не в простом претерпевании, но в том, что аффектирование делает для нас конститутивно присутствующим то, что впечатляет: нечто иное, знак, то, что находится обозначенным. (замеченным перед лицом всего неведомого). Знак не является первоначально качеством «чего-то» иного, но является знаком в себе самом, в себе самом «иным» по отношению к субъекту ощущения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.