Чудный храм
Одно для меня ясно, что в нас есть сила и, мне кажется, смерть наша в этой самой силе. Помнишь библейского Самсона? Какиенибудь каверзы судьбы могут нас поставить в его положение и мы можем сами себя засыпать, но не остатками чудного храма, а чемнибудь похуже. Не буду тебе развивать всех страхов и теоретических соображений, часто меня посещающих. Я призову тебя только к более решительному вмешательству в то, что делается вокруг.
Ты видишь, что старые устои рушатся с каждым днем, старая жизнь расползается по швам. Новой мы пока не выработали. Ты знаешь шаткость такого положения. Ты, вероятно, догадываешься^ как легко может поддаваться всяким влияниям народ, стоящий, подобно нашему, на распутье.
И вот, дорогой Цоцко, я возомнил, что мы должны взять на себя задачу влиять на народ и направлять его в сторону наибольшей для него пользы.
Из этого пространного изложения довольно четко вырисовывается общая идейная позиция автора и основной круг вопросов, волновавших его. Это судьба роднопо народа в водовороте стремительно развивающихся капиталистических отношений в России. Народ, застигнутый капитализмом на довольно низком уровне экономического, общественнополитического и культурного развития, находится «на распутье» или, как принято было говорить в публицистике конца XIX и начала XX веков, переживал «переходной период» своей истории. Старая жизнь действительно «расползалась по швам», а новые формы общественной жизни еще не устоялись, не были усвоены. Все это было так в самом деле, и тревожный вопрос о том, как же сложится историческое будущее народа, естественно возникал перед людьми, причастными к судьбе народа.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.