Человеческое общество
По этой теории человеческое общество рассматривается по аналогии с человеческим организмом. Разумеется, при этом каждый член этого организма должен работать. Правда, в этом организме роль головы выполняет правительство, а роль рук — трудовые массы, но все работают. Отсюда«—идея трудовой жизни Лаптева и Дуни. «Пока мы живы, мы должны работать, должны приносить посильную пользу, без этого ни одно существо не имеет права на жизнь», — так излагает эту идею Дуня (см. 1-е действие, явл. VIII), называя ее «общечеловеческой, христианской». При этом, по мнению Дуни, каждый должен делать то, на что способен: «Если мы не подготовлены к более серьезному труду, то даже и добросовестная стирка белья дает нам право на жизнь» (см. 1-е действие, явл. XI). Все эти мысли о необходимости труда под видом .общечеловеческой, христианской морали служат лишь как бы теоретическим основанием законности, естественности тяжелого физического труда для народа. Правда, Дуня не понимает этого, но как только сталкивается лицом к лицу с простым трудом, она бросает все эти идеи, ее далеко не устраивает труд прачки. В главе XIII второго тома «Оснований биологии» — «Человеческое население в будущем» — Г. Спенсер развивает тезис о необходимости сокращения рождаемости, чтобы не было «недостатка пищи» «от умножения членов общества» и по существу примыкает к мальтузианству. Спасение от перенаселения земли Спенсер видит в том, что в будущем обществе смертность «должна будет средним числом возрастать по мере размножения человеческих существ» и в конечном счете, смертность уравновесит рождаемость.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.