Часть литературного наследия
Лучшей частью литературного наследия Алихана Токаева остаются его лирические стихотворения. Это небольшой, но оригинальный вклад в осетинскую поэзию. И если бы его стихи были опубликованы в свое время, они оказали «бы заметное влияние на развитие осетинского стиха и поэтического мышления.
В хетагуровский период в осетинской литературе единственными и господствующими были стихотворные жанры (стихотворение, песня, басня, поэма). В начале XX века стихов писалось несравненно больше. Десятки новых авторов выступили с множеством далеко еще не совершенных стихов. Однако лишь немногим из них суждено было стать фактами духовной истории народа. Из написанного в изучаемые годы в художественный актив литературы вошли только стихи Блашки Гурджибети, Сека Гадиева, Цомака Гадиева и Иласа Ариигона. К ним можно причислить также лучшие стихотворения Алихана Токаева и, отчасти, поэтов, сложившихся в советское время, но начинавших свои творческие искания в дореволюционные годы (Нигера Г. Малиев, С. Баграев, Г. Бараков).
Сека Гадиев и Блашка Гурджибети фактически были современниками Коста Хетагурова, Сека был даже старше Коста на четыре года, но в литературу вошли после него и под явным его влиянием. Бесспорно, что после «Ирон фандыр» Коста Хетагурова, вплоть до появления зрелых произведений прямого преемника поэтической традиции Коста Цомака Гадиева, самой крупной вехой в развитии осетинской поэзии является знаменитая книга стихов Сека «Ирон фиййау» («Осетинский пастух», 1905), но о творчества Сека уже говорилось. Что касается Иласа Арнигона, то творческая зрелость его падает на двадцатые годы и его наследие будет рассматриваться в процессе становления советской оетинской литературы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.