Буржуазная идея
По сути дела, с констатации кризиса которой и начинал свою книгу Д. Белл, это и есть идея «радикального индивидуализма», тенденции развития которого и привели к возникновению «культурных противоречий капитализма». Но ввиду произвольности его терминологии получается, что «буржуазная идея» это есть модернизм, который, как утверждается, сегодня тоже «на излете». В области экономики это выражается в исчезновении социального типа независимого предпринимателя и замене его корпорацией, в области культуры и искусства — в усилении потребительско-гедонистического начала. При этом Д. Белл подчеркивает, что размывание нормативов «протестантской этики» происходило в недрах самих экономических отношений капитализма, прежде всего в результате возникновения системы текущего кредита, когда мораль воздержания и самоограничения пришла в противоречие с развитием системы массового потребления. В результате «культурным обоснованием» современного капитализма, по мнению «новых» консерваторов, становится гедонизм, идея наслаждения как стиля жизни, наиболее ярким проявлением чего, с их точки зрения, и является контркультура. Однако без «протестантской этики» капитализм остался без «трансцендентного этического обоснования», без традиционной системы морально-этических норм, которые прежде составляли нравственное содержание классической буржуазной культуры и искусства. В этом-то, с точки зрения «новых» консерваторов, и заключается основное противоречие современного капитализма в сфере культуры. Мы уже говорили, что главными ценностями «протестантской этики» были труд, смирение, воздержание, усердие, и именно эти личные качества во многом способствовали успеху первоначального накопления (что, разумеется, не снимает вопросов о насильственных формах этого процесса).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.