Брат

Этого достаточно, чтобы брат этой девицы убил ночью мирно спавшего Дане- ла. Ведь только кровью смывается позор! По кодексу чести особо щепетильных горцев достаточно сплетни болтливой соседки, чтобы «опозориться». Бечир смывает свой «позор» кровью невинного Данела. Но он знает, что брат Данела Ма- хамат будет мстить ему, поэтому бежал и сам сдался властям. Но это не спасло его от мести Махамата, который, как и его пращуры, убежден и в существовании загробной жизни, и в непреложности мщения. «Призрак убитого брата не оставлял его и во сне. Почти каждую ночь ему снился этот образ, стыдил его своей зияющей раной, говоря: отомсти Бечиру за брата Омой эту рану его кровью». И он отомстил. Однажды арестантов вывели на работу. Среди них Махамат узнал Бечира и изрубил его кинжалом. Затем «он покорно отдал свой кинжал, позволил себя связать и отправился безропотно, куда его повели/ Только ом бормотал: «Бечир думал, что избег моей руки. Он думал, что от мести избавился». Таким образом, и закон не мог оградить от мести. Необходимо было побороть суеверные представления, удовлетворить материальные интересы пострадавших, сменить ложные представления о чести и бесчестии, развенчать ложные и утвердить истинные этические нормы, соответствующие новым истооическим условиям и новой ступени самосознания народа. Кстати, развенчание ложных представлений о чести и бесчестии после Канукова занимало всю осетинскую литературу вплоть до 30-х годов XX века, а в каких-то существенных чертах проблема остается важной и по сию пору как в жизни, так и в литературе.

Добавить комментарий