Богатство народов
До конца XVIII века, до появления «Богатства народов» Адама Смита все экономические теории представляли собой смесь экономических воззрений, этики и морали. Экономическая деятельность рассматривалась в них как нечто, органично связанное с культурой. Адаму Смиту первому удалось создать чисто экономическую теорию, которая легла в основу английской классической школы. В конце XIX века эта теория испытала на себе влияние других, и возникла так называемая неоклассическая экономическая школа, которая доминирует до сих пор в виде теории рынка и свободного предпринимательства. Ее главный пафос — утверждение, что и капиталист, и управляющий, и рабочий, и потребитель есть «гомо экономикус», которые находятся в постоянном поиске удовлетворения своих интересов. Главным объектом изучения неоклассиков является рынок и его механизмы. По их мнению, экономические законы и механизмы вне национальны и, хотя и испытывают на себе влияние культадных и социопсихологических факторов, однако им не подчиняются.
Японский феномен — это свидетельство эффективности модели, явно отличающейся от неоклассического капитализма. И не случайно, что японцы часто выступают его критиками, доказывая, что со временем он должен быть видоизменен, соединив в себе такие элементы, как сосуществование экономик разных культурных типов и отказ от принципа главенства прибыли в целях защиты и сохранения быстро истощающихся природных ресурсов и деградирующей природы. Такой подход диктует важность рассмотрения вопросов культуры.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.