Арабская литературная
Бонильи и Х.Л. Абельяна.
Арабская литературная философия в Испании
С середины XII века Испания начинает играть роль своего рода транзитного пункта переноса высокоразвитой арабской и еврейской философии и науки в средневековую христианскую Европу. Эта новая роль страны была обусловлена рядом обстоятельств, из которых наиболее существенные были связаны
Бонильи и Х.Л. Абельяна.
Арабская литературная философия в Испании
С середины XII века Испания начинает играть роль своего рода транзитного пункта переноса высокоразвитой арабской и еврейской философии и науки в средневековую христианскую Европу. Эта новая роль страны была обусловлена рядом обстоятельств, из которых наиболее существенные были связаны с успехами Реконкисты.
В конце XI века на удерживаемой арабами территории полуострова образуется более двадцати так называемых таифских (племенных) эмиратов. Некогда единая мусульманская полуостровная держава пребывает в состоянии перманентного распада и политического упадка. Стремясь преодолеть кризис государственности, эмиры вступают в союзы друг с другом (одним из примеров становится усиление так называемого Севильского халифата), а также пытаются ослабить давление с севера со стороны христианских государств посредством разного рода дипломатических, военных и иных маневров.
Сложившимся положением не преминул воспользоваться христианский Север. Если к середине этого столетия граница территорий, отвоеванных испанцами у арабов, проходила северней Сарагосы, Толедо, Талаверы, то уже через три с половиной десятилетия христиане пробились на юге почти к верховьям Гвадалквивира и низовьям Тахо. Успехи Реконкисты заставили эмиров обратиться за помощью к новой, хорошо организованной силе, способной, как они надеялись, остановить натиск христианских государств. Этой силой являлось объединение берберских племен – называвших себя альморавидами («религиозными людьми») – ведшее успешные завоевательные войны на севере Африки.
К концу XI века альморавидам, приглашенным в Испанию, удалось вернуть многие из утраченных арабами территорий и создать к концу 1-го десятилетия XII централизованное государство под руководством Али, сына берберского вождя Юсуфа. Однако в дальнейшем альморавиды успешно деградируют как военная и политическая сила. В правящих слоях воцаряются коррупция и политический откуп, а в обществе анархия и экономический упадок. Тогда по призыву эмира Бадахоса на испанскую землю высаживаются новые берберы, фанатичные альмохады («объединенные»). Берберский этнос, ставший руководящим в мусульманской Испании, дает здешним арабам имя мавров.
Несколько десятилетий альмохады ведут войны с христианами вплоть до знаменитой битвы 1212 года при Лас Навас де Толоса, в которой они потерпели решающее поражение от объединенного войска Кастилии, Наварры, Леона и Арагона. С этого времени Реконкиста пошла успешней.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.