Аккорды опять заунывно стонали
Замолкнут — ей легче, боль стихнет — напрасно, Аккорды опять заунывно стонали… Ъ такой оценке столицы отчетливо выступает усвоение точки зрения Некрасова и как бы некая попытка не спорить с Пушкиным, но дополнить его оценку, посмотреть на город под другим углом зрения. Позиция Коста близка к точке зрения Некрасова, но уже и односторонней и, пожалуй, совпадает с оценкой Петербурга в поэме Шевченко «Сон». Однако этой, усвоенной у Некрасова, точки зрения Коста придерживался всегда. Для него Петербург (Питенбрюх — как он называл его шутя) — прежде всего город народной нищеты и роскоши врагов народа, «сумрачная столица». Если он берется писать о городе, то своими героями избирает жителей чердаков, бедняков-интеллигентов (незаконченный рассказ «Бибо», поэма «Чердак» стихотворение «Чердак», пьеса «Поздний рассвет») или же обличает холопствующих перед существующим строем «питомцев», «чистой науки», отвернувшихся от интересов народа. В поэме «Чердак» Коста пытается освоить некрасовскую сатирическую манеру письма, и это ему несколько удается, однако его стиль повествования в целом ближе к Пушкину и Лермонтову (поэма «Сашка»). Только в одном небольшом отрывке поэмы Коста пробует писать стихом Некрасова. Усвоить сущность некрасовского стиха, найти ключ к некрасовским ритмам и размерам, к его стилистической системе вообще Коста удалось только в результате упорного труда и долгих поисков. Поэма «Чердак» лишь начало этих поисков. Поэму «Чердак» нельзя считать большим художественным достижением, хотя в ней порой явно сказываются интонации и сила голоса будущего поэта, но важно отметить, что первые же серьезные поэтические опыты Коста связаны с именами Пушкина и Некрасова, с традициями русской реалистической литературы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.