Афхаердгы Хаесанае
Идти по прямой дороге, сохранив в себе столько честности и гражданского мужества, чтобы предметы: называть своим именем: зло называть злом, добро-добром, вора-вором, мерзавца-мерзавцем. Александр Кубалов был намного моложе Коста, опубликовал при нем всего лишь около пятисот стихотворных строк, одну поэму и четыре стихотворения, но после смерти великого поэта еще тридцать лет выступал со своими произведениями. И все-таки, как идейно-эстетическое явление, его дореволюционное творчество не имеет точек соприкосновения не только с поэмой Коста Хетагурова, но и Темырболата Мамсурова. Оно ближе всего стоит к поэме «Алгузиани». По своему идейному пафосу, этическим и психологическим представлениям вполне укладывается в систему дореформенных идеалов, которым объявил войну Кануков. Уже при Коста Хетагурове . творчество молодого поэта выглядело явлением устарелым по своему идейному содержанию и по поэтике. Однако первая его поэма «Афхаердгы Хаесанае» до сих пор популярна в народе. И этому необходимо найти историко-литературное объяснение. Отдельные произведения Кубалова в осетинской литературной критике обсуждались неоднократно, порой резко порицались, тем не менее в истории осетинской литературы Кубалов — явление значительное и обойти его молчанием было бы несправедливо. Уже говорилось, что М. Тотоев не нашел ему места в своей концепции осетинского историко-культурного процесса пореформенной эпохи и обошел его молчанием. X. Ардасенов относит его к последнему десятилетию XIX века, но не находит ему определенного места в процессе борьбы идей, смены и противоборства идеалов литературы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.