Евангелие от Ивана (часть 15)

Глава сорок вторая

Как только подумал Иван Петрович о том, что неплохо бы из дворца Сучкарева соорудить серп и молот в качестве напоминания о простых людях, на труде которых шарашенский министр паразитировал, как непреодолимая сила оторвала его от холма. На взлете, сверху, увидел, что все-таки дворец превратился в гигантский серп и молот, причем как бы из монолитного гранита, да и еще и полированного до блеска. Тот-то радости у Сучкарева будут полные лампасы…

В следующее мгновение он уже стоял на Красной площади перед двойником, который выглядел очень расстроенным.

— Что ты

Глава сорок вторая

Как только подумал Иван Петрович о том, что неплохо бы из дворца Сучкарева соорудить серп и молот в качестве напоминания о простых людях, на труде которых шарашенский министр паразитировал, как непреодолимая сила оторвала его от холма. На взлете, сверху, увидел, что все-таки дворец превратился в гигантский серп и молот, причем как бы из монолитного гранита, да и еще и полированного до блеска. Тот-то радости у Сучкарева будут полные лампасы…

В следующее мгновение он уже стоял на Красной площади перед двойником, который выглядел очень расстроенным.

— Что ты себе позволяешь? — встретил двойник вопросом.- Да, ты можешь испепелить лагерную охрану, перестроить дворец в виде серпа и молота…

— Признаю ошибку: дворец надо было преобразовать в гигантский крест.

— Не ерничай, — остановил его иронично-покаянную речь двойник. — Суть не в том, что ты это сделал, а в том, что ты мог этого не делать. Ты поступил, как самый вульгарный homo sapiens, а надо было отнестись с высоты мудрости человека могущественного и процветающего, почти обожествленного. Это все равно, что неандерталец ударил дубиной по пульту запуска баллистических ракет. Присвоил права самого Создателя — карать или миловать!

— Извини, но ты же сам только что сказал о том, что я должен поступить как могущественное, даже обожествленное существо.

— Обожествленный в данном случае означает приближенный по своим качествам к Богу. Если угодно — богочеловек. Но никогда и никто не может стать равным Богу — он единственный. Уподобиться ему можно лишь в мудрости и нравственной силе.

— Терпеливое отношение к рабству, к вопиющим преступлениям негодяев, я отказываюсь называть мудростью! — вспылил Иван Петрович.

— Я хотел предложить тебе вернуть все в Ошараш-Ишеварнадии хотя бы на путь здравого смысла, — задумчиво произнес двойник. — Но теперь убедился: ты этого не сделаешь.

Как бы на фоне этих слов, в крошечной паузе между ними, в воображении Ивана Петровича предстала картина совещания у великого ошамхала со своими подручными — Собакером и Ширепшенкиным. В руках у Ширепшенкина была только что изданная его книга «Ишеварнадия — не Ошарашия», которую он готовился преподнести начальнику. Но не решался, поскольку Собакер предлагал всех ошарашей и ишеварнадов объявить американскими пилигримами, то есть пионерами освоения Нового Света, на том основании, что Колумб, как окончательно доказано ошараш-ишеварнадской академией наук, свою фамилию получил от древнего ошараш-ишеварнадского колун-мбы.

— Я не предлагаю Соединенные Штаты Нью Голд Орды присоединить к Ошараш-Ишеварнадии, что было бы логичным, — витийствовал Собакер.- Но, как минимум, Ошараш-Ишеварнадия должна стать американским штатом. Естественно, все ошараши и ишеварнады должны получить американское гражданство и право на материальную помощь по безработице. Вэлфором называется!

Иван Петрович выключил кино и сказал:

— Разумеется, не сделаю. Если вдуматься, то это единственное стоящее дело, которое можно отнести на мой счет после возвращения с того света. Помог униженным и угнетенным, обворованным и оскорбленным. И горжусь этим. Как ты даже в мыслях допустил, что я мог поступить иначе? Неужели ты, мой двойник, так и не узнал меня как следует?

Собеседник вздохнул тяжело и продолжал выговаривать Ивану Петровичу:

— Полагаешь, что ты наказал Зло? Если бы так… Сейчас беглецов преследует другая смена охраны. Тетка твоя, Мокрина Ивановна, попадет им в лапы и вскоре умрет в подвалах ведомства Сучкарева. Василий Филимонович Триконь вернется в Москву. Поскольку его уволили из милиции, пойдет ночным сторожем в магазин. На пару с бывшим майором Семиволосом. Спустя два месяца их убьют грабители. Ромка вместе с женой и ребенком доберется до Абхазии, будет воевать за ее независимость, потом окажется в Нагорном Карабахе, где его и убьют. От шальной пули погибнет и его молодая жена. А Ваню, твоего внучатого племянника, купит семья из Нью Голд Орды. Он забудет родной язык. Станет Джоном, не помнящим своего родства. Его воспитают в духе ненависти к своей Родине, фактически он станет ньюголдордынским янычаром.

— Картина впечатляет. Но пусть умрут свободными и непокоренными, чем будут прозябать в постыдном рабстве.

— Ты свой выбор сделал.

— А почему ты в своем обзоре не упомянул друзей моих заклятых — Около-Бричко, Варварька?

— Извини, ошибку исправляю, — и двойник предложил взглянуть на Лобное место.

Иван Где-то повернул голову к храму Василия Блаженного. В лучах утреннего солнца он был особенно величественным и прекрасным. Залюбовался им, однако надо было смотреть на Лобное место. Там стоял огромный столб из серого гранита. Подошел ближе. «Волей граждан России на вечные времена предаются позору», — было начертано на его основании. Обошел Столб позора и прочел выбитые на нем черными буквами имена: «Ленин (Ульянов)… Свердлов… Троцкий (Бронштейн)… Берия… М.Дойчев… Бобдзедун … Мордарь… Купон Первый… Чмочкевич… Чумейко-Чумайс… Около-Бричко… Грыбовик…»

— А почему Джугашвили нет?

— Большинство россиян на референдуме оценило его деятельность положительно.

— Вот уж поистине: чем больше людей на тот свет отправил, тем больше слава и величие государственного деятеля! Помилуй, а где мы находимся: в Москве или опять в Лимитграде?

— Москва побеждает в себе Лимитград. Не желаешь ознакомиться с предысторией Столба? Посмотри небольшой видеосюжет.

Иван Петрович в тот же миг оказался на площади перед знакомым зданием. «Да это же Вискули в Беловежской пуще!» — узнал он печально знаменитый особняк.

Вошел внутрь. Там звучали суровые слова.

Беловежский международный трибунал, основываясь на прецеденте Международного военного трибунала в Нюрнберге… опираясь на собранные неопровержимые доказательства, обвиняет… в подготовке и осуществлении заговора по уничтожению суверенного государства… в циничном попрании принципа нерушимости европейских границ, сложившихся в результате второй мировой войны… в жестоком обращении с населением бывшего Союза Советских Социалистических Республик… разграблении общественной и частной собственности… установлении для миллионов сограждан системы рабского или неоплачиваемого труда… в разжигании кровопролитных межэтнических конфликтов… геноциде народов…

На подиуме судьи в черных мантиях. Справа за кованой решеткой обвиняемые — практически весь августовский президиум, который на радостях в Лимитграде бацал «Мурку». Никто из подельников больше не защищал Бобдзедуна бронежилетом.

— Вы настаиваете, что это ваша настоящая фамилия? — спрашивал председательствующий одного из обвиняемых.

— Да, ваша честь, настаиваю.

— Извините, однако эта фамилия на родном языке одного из судей означает мошенник, жулик, плут, — объяснил судья.

— Но это моя родная фамилия!

— Защита протестует против попытки со стороны суда нанести оскорбление обвиняемому! — воскликнул один из адвокатов.

— Помилуйте, где защита усматривает попытку оскорбления, если фамилия с деда-прадеда такая? Протест защиты, если нет иного мнения у членов трибунала, — председательствующий обвел взглядом судей, — единогласно отклоняется.

Иван Петрович вернулся на Красную площадь.

— Опять желаемое за действительное? — с иронией спросил он двойника.

— Это реалии будущего. В соответствии с Божьим промыслом всякое зло неотвратимо получит наказание.

— Извини великодушно, только зачем мне картинки из будущего?

— Подслащиваю пилюлю. Чтобы было не так обидно покидать Землю. Тебя ожидает разговор с тем, чьи полномочия ты узурпировал. Вообще-то общение художников с Богом — дело обычное. Не поминай лихом, — двойник при этом участливо похлопал Ивана Петровича по плечу.

И вновь Иван Где-то оказался на лестнице, застланной чудесной ковровой дорожкой и ведущей в небо. Даже обрадовался тому, что будет идти и идти, поднимая со ступеньки на ступеньку миллионно тонные ноги. Все-таки они полегче, чем жизнь на одной шестой. Будет вечно совершенствоваться и подниматься к духовным вершинам. Ведь для российского интеллигента, а к таковым он себя причислял, более привлекательного занятия и не существовало.

Но не было прежней тяжести в ногах, бесконечности лестницы, своего рода аналога спирали развития. Не было ни облаков, за которыми, казалось ему в первый раз, засияет яркое земное Солнце. Лестница слишком быстро закончилась, и впереди на ее вершине в белой хламиде восседал Саваоф.

— Опять, Иван, к нам пожаловал?

— Не по своей воле, всемогущий и милосердный Боже.

— Но по своему злому умыслу. Давать тебе волю оказалось опасно. Пустил в распыл охрану лагеря и всю стройку, пусть она тысячу раз неправедная. Не прошел главного испытания: не воздержался от применения силового могущества, которым я тебя наделил. А духовным могуществом пренебрег. Не окороти тебя, ты такой тарарам на планете устроишь! Ты же спишь и видишь: обитателей Кремля — под ноготь, Нью Голд Орду — туда же. Суть же моего замысла в том, чтобы Зло само подошло к своему уничтожению. Иначе оно будет выглядеть страдающей стороной, вызывать сочувствие.

— Опять социалистический реализм, — не удержался Иван Где-то.

— Как и встарь — дерзишь, — заметил Саваоф, но миролюбиво. — Русская интеллигенция — этим всё сказано. Откуда у вас блажь на прогресс так называемый? У каждого своя правда, свой поиск и свой модный писк? Все и всё на особицу. Даже мне мозги запудрили — а ведь это оттуда, от Лукавого! Кстати, для интеллигенции, в честь ее особых заслуг в деле сбивания народа с панталыку, черти открыли в аду VIP-отделение. Там грешники из числа неисправимых умников, глупее которых мне нигде не встречались, не только кипят в смоле, но еще и борются друг с другом. Орут, витийствуя, обсуждают и осуждают, шлют заявления, то бишь коллективные доносы, Сатане. А то и попросту, перекрывая кислород, хватают друг дружку за кадык. На потеху обслуживающему персоналу. Может, и твое там место?

— На всё воля твоя, Господи.

— Это лишь кажется, что на всё. Служат Сатане, а на меня уповают. А где твоя воля?

— Сегодня ее проявил, и вот я здесь. На ковре.

— Твоя правда. С волей ты перегнул, дошел до самоуправства. Пришлось остановить тебя — во избежание непоправимой беды. Хотя многое из наблюдений за тобой было интересным. И пригодится в моем хозяйстве. Ты был самым могущественным человеком за всю историю существования планеты. По силе своего духа ты приблизился к богочеловеку! — Саваоф при этом воздел палец ввысь. — Могущество какой-нибудь Нью Голд Орды в этом смысле по сравнению с твоим — тьфу! Мы оценили то, как ты не поддавался многим искушениям. И то, что не стал на родной земле пришельцем, инопланетянином. Но грешил опять, да еще как! Раскрою секрет: никакого суперкомпьютера у тебя не было. «Кобир» был пуст, его вообще не существовало. Ты пользовался не суперкомпьютером, а силой своего духа, мощью человеческого интеллекта.

Иван Петрович уже без удивления заметил, что Саваоф не говорил, как это делают люди — шевелят губами, а нередко для убедительности сказанного используют мимику, размахивают руками. Нет, Всевышний задумчиво и неподвижно восседал на своем облаке, и его мысли вливались в сознание поэта. Не было нужды отвечать ему вслух — Саваоф читал его мысли. При этом в сознание Ивана Где-то вкладывалось огромное количество информации, которое он не без труда усваивал.

— В России до самого последнего времени не было более высокого звания, чем звание истинного поэта. Поэтому мы и остановились на твоей кандидатуре. Пусть поэты — великие грешники, простим их, но они ближе всех к человеку будущего. Новые русские — согласись, проект Лукавого. Подвергнув страшным испытаниям страну, мы еще больше стали ее уважать и ценить — за долготерпение, мудрую стойкость, веру в лучшее, веру в Спасителя, в конце концов. В стране ой как много грязи и всякой мрази. Но твоими стараниями даже Около-Бричко заболел русскостью, — тут Саваоф позволил себе тихонько, в просторную белую бороду, засмеяться. — Даже киборг нечистого не выдерживает атмосферы России, являет собой нечто человекообразное.

— Я здесь не при чем. Около-Бричко — машина-хамелеон. Ее постоянно модернизируют, наделили способностью к самосовершенствованию.

— Спасибо, просветил старика. Но что же делать с тобой, куда определить? Задал мне задачу Иван Петров! И вот так всякий раз, когда поступают сюда души твоих соотечественников. Посмотришь — вроде бы принадлежала православному, который, во всяком случае, когда гром гремел, хоть через раз, но крестился. Присмотришься лучше — язычнику, а еще внимательнее приглядишься — атеисту. И все это, как нынче говорят, в одном флаконе. Так куда тебя определить — в ад или рай?

— Господи, устал я от бесконечного и бесполезного выбора. Между шилом и мылом. Наверное, лучше было бы попасть в рай. Но, если честно, мне все равно. И в аду души живы.

— Откровенность похвальна. Понимаю тебя так: строили рай на Земле, а устроили ад. Поэтому никуда и не хочется, — объяснил Саваоф и при этом печально кивал головой в знак согласия с собеседником. — А ведь люблю я Русь Святую и Великогрешную! Которая испокон веков выбирает не то, что ей нужно. Или не так выбирает. Где еще, веруя истово в Христа, в глубине души остаются язычниками? Где многовековую мечту человечества о справедливости, названную в последние столетия коммунизмом, смогли так скомпрометировать и извратить? При этом народ, как и христианство, так и коммунизм, приспособил к своим нуждам, переварил в себе. Более того, они запечатлелись в генетическом коде народа. И вдруг — долой Бога! Затем — долой коммунизм! А ведь это отторжение, умерщвление части себя, своей истории и сущности. Своей души, наконец. Если христианство было, есть и будет, то коммунизма никакого не было. Долой тогда — что?

Можно еще согласиться, что конечная судьба всех империй — распад. Хотя ресурсы российской, особенно советской, шли на развитие, так сказать, колоний. Это была империя наоборот: колонии стали метрополиями, а метрополия — колонией. Но как можно было единую и неделимую Русь, триединый народ, разрубить на три части? Как можно было, что называется, на ровном месте, в мирное время, превратить могучую страну в нищенку? Объяснить это можно лишь всенародной погоней за посулами Лукавого. Все свое испохабили, все свое лучшее, временем проверенное, отринули, а позаимствовали у соседей самое гадкое и мерзкое. Сейчас у вас якобы демократия. Какая демократия — как властвовали чиновники, так и властвуют! Только теперь чиновники богатые, поскольку то, чем управляли, приватизировали. Опираются чиновники на бандитов — иначе как народ удержать в повиновении?

Раньше цари, короли да императоры считали себя моими помазанниками. Ради хоть какого-нибудь порядка на Земле на это можно было закрывать глаза. Потом стали утверждать, что всякая власть от Бога. Не спорю. Но кто посмел утверждать, что власть М.Дойчева, Бобдзедуна, Мордаря и иже с ними — моя власть? Только Лукавый и его осатанелые слуги. И демократию тоже ведь скомпрометировали. На самом деле она в принципе невозможна. Всегда были лидеры, вожаки, предводители, руководители, начальники — от слова начало, кстати. Речь может идти лишь о степени демократичности общественного устройства, политической системы. Демократия, то есть власть народа, не может не быть властью Бога. Ибо этой единственный путь к гармоничной, счастливой жизни. Пока же в вашей стране власть от Лукавого и его присных.

Поэтому Русь Великогрешная и похожа на самоубийцу, который решил повеситься, надел на шею петлю, а потом раздумал. И сбросить петлю не может, и жить дальше хочется. Вот и стоит на цыпочках, ни туда и ни сюда. Поскольку ты поэт, выразитель бед и чаяний народных, я, пожалуй, тебя определю в свои нештатные помощники. Прости великодушно, однако ты будешь символом своей страны — висельником, которому жить хочется, но и петлю со своей шеи скинуть не может.

Иван Где-то почувствовал, как под ногами оказался кусок неустойчивой тверди, а на шее — грубая и колючая веревочная петля. Чтобы она не удушила его, пришлось стоять на цыпочках. Попытался освободиться от петли — куда там. Веревка спускалась откуда-то сверху и, как он ни силился приподняться на цыпочках, слабина немедленно выбиралась. Иван Петрович даже подпрыгнул, оттолкнувшись от зыбкой тверди, но напрасно.

Между тем Саваоф, у которого под бородой шевелилась загадочная улыбка, обошел вокруг него и остался довольным собственной выдумкой. Потом положил сухонькую, едва весомую, но очень теплую, руку ему на плечо и сказал сочувственно и проникновенно:

— Не суетись, Ваня. За тобой остается выбор — ад или рай. Я возвращаю тебе могущество, которым ты не воспользовался. Могуществом Добра и Созидания. Могуществом Зла и Разрушения тут тебя искушать некому. Будешь влиять на судьбу своей страны и своих соотечественников — иначе, зачем же я когда-то отметил тебя талантом? Силе твоего духа вновь подвластно гиперпространство, следовательно, ты можешь одновременно находиться во множестве мест. От твоих успехов зависит, будет ли кусок тверди подниматься, удаляясь от преисподней, приближаясь к раю. Заслужишь освобождение от петли и предашься там вечному блаженству. Даша, между прочим, твоя там. Умертвили бедняжку бесы, а тебе суррогатную подсунули. Если же дела твои пойдут хуже некуда, в итоге ухнешь вниз, где грешники, кипящие в котлах, с аплодисментами встретят тебя в VIP-отделении.

— Господи, а нельзя ли сразу в ад?

— Нельзя, Ваня. Сочувствую, адская жизнь тебе привычнее. В раю, чего доброго, с непривычки забузишь. Но, извини за пафос, ты олицетворяешь судьбу своего народа — помни об этом! Возрождай души, кому же, как не вам, художникам, моим самым доверенным работникам, заниматься этим? Художники если не понимают, то чувствуют.

— И сколько же мне предстоит находиться между преисподней и райскими кущами?

— Как на исповеди: не ведаю сам. Не переживай только напрасно: ты — душа, а она бессмертна. Все зависит от того, как скоро твои сограждане станут освобождаться от власти Лукавого и его синклита, небесного и земного, вновь твердо станут на дорогу к Истине. И возвратят страну на извечный и естественный путь развития. От каждого, и от тебя в первую очередь, многое зависит. Не сомневайся, я не оставлю тебя одного. А чтобы было не очень скучно, будешь вращаться по кругу. В конце каждого круга и станем встречаться. Обсуждать состояние работы на духовной стезе. В добрый путь, Ваня!

И Саваоф легонько подтолкнул Ивана Петровича в спину. Тот плавно поплыл на куске тверди и с веревкой на шее. Вокруг — небесная темная синева и множество мерцающих холодных звезд. Родного Солнца, как и в первый раз, нигде не было. «Так вот куда я вылез, вернее, влез», — с грустной иронией подумал он.

Единственным разнообразием на его пути были прозрачные, жидкие облачка. Они поднимались и опускались, иногда, клубясь, плыли рядом с ним, как бы сопровождая его. Складывалось впечатление, что они что-то ожидали от него. Должно быть, догадался Иван Петрович, это были погубленные и потому неприкаянные души, блуждающие в здешнем эфире. Попытался с ними заговорить, и они откликнулись. Как лавина на него хлынули их беды и несчастья, исповеди, мольбы и покаяния. Вначале даже пожалел, что вступил в контакт с ними. А потом вспомнил о своей силе духа. Разве не в его власти наделять души добрыми помыслами, честью и достоинством, любовью к ближним? Деятельной заботой о своей стране и своей планете? Разве не в его власти возвращать обновленные, очеловеченные и облагороженные души на Землю, людям? И не в этом ли суть его благой вести, сиречь Евангелия?

Конец

2001-2004 гг.

Послесловие автора

Благодарю читателя за трудовое свершение — прочтение дилогии «RRR», которая за два десятка лет работы над нею мне самому порядком надоела. Каюсь: это не диванная литература, от которой можно получать удовольствие в горизонтальном положении. В двух романах нет даже загадочных убийств или ярких порнографических сцен, которые нынче так популярны среди публики и благодаря которым она еще не совсем разучилась читать.

Накануне перестройки московские писатели, сорвавшись с идеологической привязи, удивляли общество своими неординарными дискуссиями в Центральном доме литераторов. Странно, однако в те времена я задумался: а какой бы тип получился, если бы все бредни большевиков по созданию нового человека воплотились в ком-нибудь?

К тому времени у меня сложились самодельные взгляды и подходы к литературе и вообще к искусству. Когда персональные компьютеры заменяли перфокарты с краевой перфорацией и спицы, позаимствованные в кружках вязания, я познакомился с теорией информации, которая помогла мне увидеть изящную словесность и иное искусство в специфической ипостаси.

Информация оказалась всеобщей категорией, такой же, как время и пространство. В искусстве она образная по преимуществу, следовательно, всегда многоплановая и комплексная, действующая на органы чувств и вызывающая радости или печали, короче говоря, эмоции, а в науке — понятийная, абстрактная, то есть то, что вызывает головную боль и скуку. Все это подкинуло мне отступнический вывод: главная функция художественной литературы — исследовательская. Как и науки, которая оперирует в основном информацией в форме понятий, цифр, описаний процессов и т.д. Они равноправны, друг друга дополняют, недаром же одна половина нашего серого вещества заведует понятиями, а другая — образами. А воспитание масс в духе верности коммунистическим идеалам — вроде бы для нее вовсе не первоочередное дело.

Когда в России кто-то задумывается, то обязательно получается крамола. Если художественная литература суть исследование, а уж потом отражение и воспитание, убеждал я сам себя, то художник, если он корректно его проводит, не должен отвечать за результаты. В те времена пословица «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» не входила в число призывов ЦК КПСС к первомайским праздникам. Чтобы не нарываться на неприятности, я со своими убеждениями благоразумно не высовывался.

В самом деле, что такое информация? К. Шеннон гениально сформулировал: то, что устраняет неопределенность. Что не информация, то шум. Уж этого добра у нас всегда было навалом, и не только в литературе. Информация по природе своей оригинальна, первична, а шум — вторичен, банален. Значит, информация в художественном произведении — это открытие, большое ли, маленькое, но открытие. Или отрытие из-под спуда глупостей. Но произведение не может состоять из одних открытий, между ними должен быть как бы воздух, желательно не затхлый.

Потом откуда-то появились сомнения в том, что главный постулат существования и развития нашего мира вовсе не противоречия, ведущие к разрушению и уничтожению, а асимметрия. Это еще одна всеобщая категория? Оказалось, что многие герои «RRR» почему-то получились асиметричными друг к другу, а Главный Московский Лукавый вдруг предстал в произведении великим диалектиком… На нашу беду, материализм с помощью отрицания отрицания, тезиса, антитезиса и синтеза, а уж о так называемом историческом материализме даже вспоминать неприлично, устроил такую разруху в отечественных головах, что его в российском варианте следовало бы присовокупить к таким нашим неизбывно-постоянным достижениям как дураки и дороги.

Вот так и сложились в моей голове что-то вроде информационно-исследовательских подходов к художественной литературе. Сам придумал — сам и пользуйся.

Художническое исследование нового человека шло невероятно трудно, но мою задачу значительно облегчила горбачевская «катастройка», давшая богатейший материал для иронии и сарказма, и я в 1989 году закончил роман, назвав его не без претензии — «Стадия белых карликов». Писал как роман-предупреждение. Но вышел он к моему шестидесятилетию в издательстве «Московский писатель» лишь в 2000-м году, да еще с сотнями ошибок. Главным образом, в таких словах как «проза», «плюрализм», «высокообразованнейший»… Пришлось прятать тираж от критиков под кроватью, а если дарить книгу, то после нескольких часов напряженной борьбы с текстом.

Шли годы, а задумываться я так и не разучился, хотя это стало делом не коммерческим и даже весьма убыточным. Наблюдая над тем, что происходит в России, вообще в постсоветской ойкумене, я начал задаваться вопросом: а дилогия «RRR» так уж и не имеет никакого отношения к жанру воспоминаний о будущем?

Исследование фантомного нового человека привело меня к исследованию весьма бурного процесса осатанения общества. Созидание нового человека обернулось расплодом пресловутых новых русских, для которых «RRR» весьма раздражающее зеркало. Художник не в ответе за результаты своего исследования! Не претендую на читательскую любовь, более того, боюсь ее, поскольку она является начальной стадией разочарования. Я сразу мечтаю о ненависти. Особенно со стороны тех, кто узнает себя в персонажах романа. Ненависть более действенное чувство, чем любовь. Если угодно, тщу себя надеждой, как говаривали в позапрошлом веке, что дилогия имеет все-таки отношение к литературе хотя бы вызова, неприятия нынешней всепродажности, вседозволенности, чудовищного интеллектуального, нравственного и духовного падения и растления. К литературе, которая сродни черному хлебу, без которого нашему народу жить можно, но при этом во рту непривычно сладит и почему-то напиться хочется.

Кто читал роман, отмечали его своеобразие. Или вообще не понимали. Пытались сравнивать с произведениями Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова. Процесс чтения так же оригинален, как, скажем, лечение радикулита подручными средствами. Повар натирает свою поясницу жгучим перцем, сапожник — клеем, тракторист прилаживает компрессы с соляркой… И самое поразительное: всем помогает. А читатель непременно усматривает в книге то, что ему хотелось бы в ней увидеть.

Если как на духу, то меня коробит от сравнений типа «третий Рим», «кузбасская Швейцария» и подобных испражнений трафаретного, примитивно-сравнительного или противопоставительного мышления. В том числе, когда писателей сравнивают друг с другом. Этим занимались так называемые руководители литературного процесса, чтобы изящную словесность представлять начальству в качестве вполне управляемой ими отрасли.

Сравнениями с романом «Мастер и Маргарита» меня, грубо говоря, достали. М.А. Булгаков — большой писатель, но его роман не произвел на меня модного впечатления еще в те далекие годы, когда печатался в журнале «Москва». Более того, во многом раздражал. Видимо, по той причине, что характер у меня не сахарный. В отличие от диабета. Вообще писатели — разнесчастные люди в том смысле, что крайне редко получают читательское удовольствие от литературных произведений. Вероятно, это раздражение, как и от произведений других писателей, сознательно или подсознательно сказалось в работе над дилогией.

Когда она была закончена, я перечитал булгаковское произведение и комментарии к нему в пятитомнике писателя. Увы, мнение мое не изменилось, но я стал догадываться, что меня в «Мастере и Маргарите» раздражало. Должно быть, то, что одним из рабочих названий романа было «Евангелие от Воланда», следовательно, от Сатаны. До самого последнего времени я об этом, признаюсь в невежестве, не знал, но, тем не менее, второй роман дилогии получил название «Евангелие от Ивана». В комментариях меня удивило то, что 13 февраля 1940 года смертельно больной Булгаков последний раз пытался работать над текстом романа, а я родился, стало быть, обрел душу, несколькими часами раньше. Стало быть, факт переселения души никто не припишет, никакой я не последователь и не оппонент Булгакова. Он — сам по себе, надеюсь, что я — тоже.

Почему дилогия называется «RRR»? Это и метафора арии Зверя, число которого 666, и начальные буквы в названиях явлений, которые принесли нам столько захватывающе интересного — революции, реформы, радикализм… А латиница по той причине, что немало в наших бедах и страданиях от любви к чужебесию. Слишком много в нашей жизни всевозможных «R», и не только в начале слов. Когда я это понял, то подумал: да какие наши карлики белые, они серые! И назвал первый роман — «Стадия серых карликов».

Что же касается грифа, то я честно предостерег любителей чтива: не извольте беспокоиться, это для шевелящей извилинами России, думающих друзей нашей Большой Родины.

Дилогия, повторяю, «Только для Homo sapiens!» Но, если хочется вчитаться и вдуматься, то кто мешает прочитать дилогию, скажем, дважды? В этом нет ничего предосудительного: чтобы вжиться в «Войну и мир», приобщиться к авторским чувствам и мыслям, я читал эпопею Л.Толстого четыре раза подряд. Для того чтобы стать Хомо сапиенсом, надо, увы, немало трудиться, но еще больше — чтобы остаться им.

Добавить комментарий