Древняя магическая сила
Древняя магическая сила слов утрачена в современном научном и разговорном языке, но она сохранилась в поэзии. В основе поэтического образа лежит метафора, которая представляет собой символ соединение двух предметов в одно. Создание символовметафор есть, по Белому, цель творческого процесса, но, достигая цели, создав символ, «мы стоим на границе между творчеством поэтическим и творчеством мифическим»!.
Для того чтобы был ясен ход дальнейших рассуждений Андрея Белого, необходимо объяснить, как он понимал основные принципы теории познания Фрайбургской школы неокантианства, в частности у Г. Риккерта, на которого Белый ссылается чаще всего.
В согласии с Фрайбургской школой Андрей Белый трактует познавательный процесс как целесообразный, или движимый принципом целесообразности. Цель познания истина предстает в нем как ценность. Так как конечные цели трех основных форм человеческого опыта и деятельности, познавательной, практической и художественной, истина, добро и красота представляют собой цели автономные, т. е. самодовлеющие, никуда далее не отсылающие и не зовущие, то стремление к ним принимает форму не обычных жизненно заинтересованных действий, а характер долженствования, причем этот принцип долженствования распространяется на все три вида деятельности. Таким образом, распространив кантовский принцип долженствования, который, по Канту, присущ только практическому разуму, на две остальные «способности» ума познавательную и художественную, неокантианцы считали, что они преодолели разрыв между этими способностями, имевшийся в кантовской системе, и показали, что процесс познания представляет собой не случайный комплекс различных форм деятельности, а организован целесообразно. Принцип «категорического императива», которым руководствуется практический разум в моральном действии, т. е. этический момент, теперь включен в познавательный процесс, констатирует русский мыслитель.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.