Философия искусства Шеллинга
Философия искусства Шеллинга. Шеллинг начинает свои лекции с вопроса о том, что такое философия искусства, чем она отличается от теории искусства и как должна строиться философия искусства? Ведь философия искусства наука не эмпирического изучения искусства, а интеллектуального. В ней соединяются противоположности, так как искусство есть реальное, объективное, а философия идеальное, субъективное. Но Шеллинг четко определяет задачу философии искусства как изображение в идеальном реального, содержащегося в искусстве. Такой процесс Шеллинг называет конструированием.
В связи с этим возникает проблема понимания или непонимания публикой произведения творческого гения художника. С одной стороны, если произведения искусства создаются не как простые артефакты, а для того чтобы их понимали и наслаждались ими, то публика имеет право требовать, чтобы они были близки и понятны ей. С другой стороны, стремление угодить ей, сделать все предельно понятным, приземлить искусство, загрузить его повседневными проблемами и бытовыми подробностями чревато потерей поэтического начала. Что и происходит, констатирует Гегель, в современном ему искусстве, которое кидается в крайности: или окунается в жизненную прозу, «житейскую муть», или, наоборот, с романтическим задором проповедует возвышенные, прекраснодушные идеалы или, что еще хуже провозглашает беззастенчивую иронию по отношению ко всем жизненным установлениям и морали. Во всех подобных случаях происходит утрата идеала. Таким образом, вопрос о взаимоотношении искусства и публики (по существу социологическая проблема) перерастает в культурфило софский вопрос о плодотворности или неплодотворное той или иной исторической эпохи для процветания искусства и о формах, в каких оно может в эти эпохи существовать. Соответственно следующая часть эстетики Гегеля представляет собой философию истории искусства и художественной культуры.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.