Хорошая жизнь
Можно заметить, что в определении прекрасного используется два модуса: суждение «прекрасное есть жизнь» дано в модусе существования; суждение «прекрасное есть жизнь, какая она должна быть по нашим понятиям», в модусе долженствования, т. е. указывает не на реальное, а идеальное состояние жизни. Но Чернышевский не делает различия между типами этих суждений, он стремится охватить жизнь во всех ее проявлениях и формах существования. Главное, чтобы это была хорошая, желаемая жизнь. Например, для «поселянина» хорошая жизнь состоит в том, чтобы «сытно есть, жить в хорошей избе, спать вдоволь; но вместе с этим у поселянина в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя; да и скучно было бы». Момент светлой радости, рождающийся при виде «милого для нас существа», у «поселянина» появится при виде дородной красавицы плотного сложения с румянцем во всю щеку, руками, знакомыми с тяжелым физическим трудом, ногами, крепко ступающими по земле.
Образ жизни светских кругов другой, соответственно и облик «милого существа», в котором светский человек видит ту жизнь, которую он считает для себя нормой, будет иным. Если у «поселян» красота связана с цветущим, здоровым видом, то светская красавица являет состояние болезненности, слабости, вялости, томности и физической худобы.
Красота выражение не только антропологического начала, но и этического: в лице человека нами ценится доброе выражение, а злое вызывает неприязнь, но самое прекрасное в человеке его глаза, в которых светится ум и сердце.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.