Учение о красоте
В учении о красоте Соловьев использует метод, который больше всего напоминает феноменологический, непосредственное усмотрение сущности. Для доказательства наличия у человека первичной интуиции бытия, или интеллектуальной интуиции, мыслитель апеллирует к творчеству поэта как человека, непосредственно усматривающего художественную идею. Художественная идея это не понятие, выведенное путем абстрагирования чувственно наблюдаемых качеств окружающего мира, таким способом создать художественный образ невозможно. Художественная идея обладает универсальностью, это цельная идея, органически сочетающая в себе всеобщее и единичное. И является она художнику не по частям, а сразу и в полноте своей целостности.
Но, спрашивает Соловьев, если существует умственное созерцание идей как художественная интуиция, почему нельзя допустить умственное созерцание и в сфере философии, направленное на Сущего Всеединого, носителя бытия, раскрывающегося в бытии своими ипостасями истины, добра и красоты?
С признания этой первичной интуиции как способа постижения Абсолюта, или первосущего, начинается построение системы философии русского мыслителя. Посредником между Абсолютом и миром выступает Душа мира, которой Соловьев дает много определений. Когда она соприкасается с Логосом, разумом, она превращается в Софию, мудрость, когда отделяется от него, становится природой, первоматерией. Душа мира также и всечеловеческий организм, стремящийся к Богу, мечтающий о Софии. Обладая автономией, Душа мира отпадает от Бога, неадекватно передает в мир его воздействие и в своем конструировании мира оставляет место для хаоса. Отсюда распад первоначальной гармонии и рождение хаоса.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.