Способ познания
На этом основании романтики полагали поэзию более совершенным способом познания, нежели науку, так как первая открывает истины, не требующие доказательств, «проникающие в сердце вместе с чувством». По мысли Вордсворта, поэты развивают человеческое сознание, показывая отношения между существованием и восприятием, между восприятием и выражением, а также посредством метафор и новых ассоциаций делают язык живым.
С другой стороны, природа помогает осуществиться творческому субъекту, став полем приложения его творческих сил, благодаря которым он вступает с миром в событие и дополняет его своими творениями. Вместе с тем романтическое сознание было далеко от того, чтобы воспринимать соотношение конечного и бесконечного, конкретного и универсального как идиллическую гармонию. Свое понимание непреодолимого разрыва между абсолютом и любой окончательностью они вкладывают в понятие иронии.
В поздний период развития романтизма ирония действует в поле самосознания личности, выполняя роль ее психологической и интеллектуальной самозащиты перед лицом трагического понимания невыполнимости универсалистских замыслов. Таким образом, Шлегель подчеркивает, что, вопервых, основания иронии объективны, поскольку парадоксальность и несводимость противоположностей закономерность самого бытия, вовторых, что ирония должна стать необходимым гносеологическим инструментом самокритики мышления человека о мире «философия есть истинная родина иронии», и, втретьих, что осознание объективной и субъективной сторон иронии есть высшее проявление победы свободного духа над косностью ложно идеализированных моделей познания, т. е. свидетельствует о степени возможного совершенства в отношении сознания к бытию, поэтому иронию «. можно было бы определить как прекрасное в сфере логического».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.