Эстетическое чувствование
Польза же состоит в том, что эстетическое чувствование вызывает нравственное чувство добра, «обрабатывает нашу чувствительность, делает ее более нежной». Сочетающая в себе черты классицизма и сентиментализма, эстетика Мерзлякова заканчивается таким суждением о смысле искусства: «Цель изящных искусств требует, чтобы разительным изображением добра и зла возбуждаемые были к одному пламенная любовь, к другому сильная ненависть»г.
Лекции по эстетике Е. П. Георгиевского, читанные в Александровском лицее (вполне вероятно, что среди его слушателей был и А. С. Пушкин), также начинались с изложения «мнений древних» и «мнений новых» о красоте и искусстве. Но ни одно из них ни эмпирический, ни умозрительный подходы его не удовлетворяет. Первоочередная задача науки состоит в том, полагает Георгиевский, чтобы «найти постоянную точку зрения, изпод которой бы независимо от всех метафизических понятий, можно было объяснить чувствование изящного и сообразно с оным объяснением положить основательные правила к рассмотрению о прекрасном в природе и искусстве». Из такой постановки вопроса вытекает план исследования: сначала «всеобщая аналитика, нахождение эстетических сил, воздействующих на душу человеческую», затем исследование таланта и вкуса, после чего составление пособий и правил, помогающих творцам разных видов искусства в их деятельности. Прекрасным предметом Георгиевский называет такой, к которому мы имеем «свободное расположение», вызывающее «благородный образ мыслей» (здесь впервые вводится кантовскошиллеровская тема свободного отношения к предмету эстетического восприятия). Таким образом, прекрасное складывается из совместного действия трех сил: истинного, доброго и божественного.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.