Альтернативная наука
Для В. Брюсова все искусство, а символическое особенно, есть альтернативная науке, нерассудочная форма познания мира. Знания науки получены эмпирическим путем, они приблизительны: «Ухо обманывает нас, считая колебания воздуха свойством звенящего колокольчика», поэтому мир науки упорядоченные ложные суждения о том, что не дано человеку воспринять органами чувств. Символизм есть третья и высшая стадия свободы искусства, путь к которой проложили романтизм и реализм.
Уже в первой статье о символизме Мережковский обозначил его мотивы одиночество, холод таинственной бездны, пограничное пребывание между двух миров, трагические противоречия, острая потребность верить и понимание невозможности этой веры, ощущение глубокой тайны, и при этом полная свобода, отсутствие всяких преград и стремление разгадать тайны бытия. Мрачное настроение первых символистов и пафос трагизма были непонятны не только современникам, воспитанным в популярной тогда реалистической традиции. Их драматизация действительности вызывала реакцию отторжения даже у В. Соловьева, многие идеи которого были близки символистам, особенно Мережковскому, и для которого учение о всеединстве было невозможно без эсхатологического компонента.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.