Человеческая деятельность
Соловьев создал картину сфер человеческой деятельности, показав, что они представляют собой систему, образующую «целостность общечеловеческого организма». В качестве основания для классификации видов человеческой деятельности он использует традиционное представление о трех способностях, или «силах», человеческого существа мышления, воли и чувствования. На мышление опирается деятельность познания, стремящаяся к истине, на волю практическая деятельность, стремящаяся к добру, на чувствование художественнотворческая деятельность, стремящаяся к красоте.
В каждом виде деятельности существуют ступени развития от низшей материальной к высшей духовной. Так, в сфере чувствования материальному уровню соответствует художественнопрактическая деятельность, или «техническое художество» (архитектура, дизайн), вторую ступень составит «изящное искусство», а третью ступень мистика. В этой сфере субъективный принцип чувство, объективный красота. Во второй сфере, где субъективным принципом является мышление, объективным истина, на низшей ступени мы встречаемся с «положительной наукой», на второй, «формальной», ступени с философией и на высшей, «абсолютной», ступени с теологией. Наконец, в сфере практической деятельности, субъективная основа которой воля, а объективная благо, на первой ступени будет находиться экономическая деятельность, гражданское общество, на второй, формальной, ступени политическое общество, государство и на высшей, абсолютной, ступени духовное общество, церковь. Комментируя составленную им таблицу форм человеческой деятельности, Соловьев на первое место ставит творческую деятельность, отдавая ей приоритет над остальными. Высшую форму творчества мистику, где человеческое начало сливается с божественным, Соловьев называет свободной теургией. Под теургией понимается творчество жизни на основе единства художественного и религиозного идеалов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.