Изобразительное искусство
Сравнивая литературу и изобразительное искусство, Соловьев настаивает на том, что для осуществления одних и тех же задач писателю необходимо преодолеть гораздо большие трудности, чем ваятелю или живописцу. Чтобы изваять прекрасное тело или написать прекрасное лицо, не нужно пророческого дара и творческой силы, которые необходимы для изображения совершенного духовного человека. Поэтому образы положительных героев, которые мы находим в современной литературе, даже у таких мастеров, как Гете и Шиллер, по мнению Соловьева, неудачны, потому что они не становятся носителями идеала; его свет озаряет человеческую деятельность, но не меняет ее сущность, не претворяется в человеческом содержании образов.
Окидывая взглядом учение Соловьева о красоте и искусстве в целом, нельзя не отметить поразительную любовь мыслителя к жизни, где идет драматическая борьба между космосом и хаосом, причем хаос, хотя он еще не побежден, постепенно отступает, а идеал всеобщей солидарности приближается. В. С. Соловьев вошел в историю как мыслитель, стремившийся создать синтез науки и веры, национальных стремлений и общечеловеческого дела. В эстетике он отстаивал единство красоты, искусства и жизни, им двигала уверенность в том, что истинная, подлинная красота, а не внешняя красивость, неотрывна от истины и добра, поэтому, говорит он, нет необходимости в тенденциозных произведениях, наводнивших собой в его время литературу, это такое же сужение художественного поля, как и эстетское сосредоточение на одних проблемах формы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.