Кантовское положение
Трактуя таким образом кантовское положение о красоте как символе нравственности, Лотце диалектичнее, чем Гербарт, решает проблему соотношения этического и эстетического. Но именно потому, что эстетическое находится в необходимой взаимосвязи с добрым и приятным, было бы неверным, по Лотце, жестко очерчивать его границы. Область эстетических ценностей мыслитель уподобляет пирамиде, вершину которой образует «чистая» красота, откуда к основанию пирамиды нисходят ряды эстетических представлений, различающихся по силе и завершенности, и само основание которой сливается с пограничными областями нравственного и чувственно приятного. Суждения о ценностях, отличающиеся от логических суждений тем, что они основаны на чувстве удовольствия, обозначаются как ценностные или оценки.
Эстетика Фрайбургской школы неокантианства. Неокантианство возникло в 60е годы XIX века в Германии как реакция на методологическую исчерпанность традиционного рационализма и эмпиризма. Критически оценивая развитие философской мысли после Канта, часть исследователей приходят к выводу, что последующие ее направления страдают односторонностью методологии. Один из таких аналитиков О. Либман усматривает у Канта «образец великого синтеза эмпиризма и рационализма», поэтому единственный выход из кризисного состояния философии вернуться «назад к Канту! » Главной задачей провозглашается теперь возрождение трансцендентального метода Канта и целостная реконструкция его философской системы, которая включает в себя в качестве методически обоснованного звена и эстетику. Однако в связи с существенными различиями в трактовке метода и системы кантовской философии складываются две школы неокантианства: Фрайбургская и Марбургская.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.