Нравственный закон
Нравственный закон, полагающий отношения равенства человека с человеком, в котором Кант видит основание для восхождения к идее Бога, у Гете оказывается самым поздним результатом в истории человеческого рода возникновением философского сознания, благо говейность которого свободна от культа Высшего и от христианской догматики и которое поэтому независимо от религии в собственном смысле слова. Началом же культуры является религия, провозгласившая благоговение перед Высшим, т. е. форма сознания, положившая основание всему монотеизму и отвечающая существу религии. Религия как форма сознания и культуры понимается Гете, таким образом, как единый корень всех культурных форм, исторически обретающих своеобразие и самостоятельность по отношению к своему истоку, но сохраняющих и в светском своем существовании интенцию первоначала веры, и рожденный в ней этос. Эта идея получила впоследствии детальное осмысление у К. Ясперса в работе «Философская вера».
Гете конкретизирует, таким образом, кантовскую точку зрения с позиций историзма: способность трансцендентального субъекта восходить при созерцании явлений природы к идее Бога в рефлектирующем суждении задана принадлежностью к культурной традиции, начатой религией. Для обоих мыслителей, однако, эстетическая рефлексия о прекрасном и возвышенном являет собой пример суждения о мире, в котором движение мысли инициировано нравственным мотивом (в этом смысле именно оно наглядно демонстрирует примат практического разума) и предметнопонятийное содержание сознания несет в себе интенцию веры.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.