Форма художественной культуры
Первую историческую форму художественной культуры Гегель определяет как символическую, подразумевая под символом такой тип знаков, где между означающим и означаемым еще нет четкой однозначной связи, поэтому одному означающему может соответствовать множество означаемых, связанных между собой ассоциативными цепочками, смысл которых, понятный людям эпохи их создания, к настоящему времени часто бывает утерян. Символическим Гегель называет искусство древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. На этих начальных стадиях мировой цивилизации дух еще не постиг себя в своей индивидуальности и определенности. По образам богов (которые представляют собой объективированные идеализированные человеческие образы) можно судить о том, что люди ранних эпох еще не осознавали себя в своем человеческом теле и облике, так как они наделяли божественными силами космические тела, стихийные явления природы и животных. В поисках идеи своего внешнего образа наблюдается две тенденции. Так как идея находится еще в состоянии неопределенности, безмерности, то и внешние свои образы, заимствованные из природы, она наделяет безмерностью, чудовищностью, делает их причудливыми или загадочными. Первые определения из этого ряда Гегель относит к индийскому искусству, последние к древнеегипетскому.
Вторая тенденция проявляется в культуре народов, принявших единобожие, у иудеев и впоследствии у мусульман. Так как Бог как единая всеобщая субстанция выше всех явлений природы, в искусстве этих народов, проявившемся в основном в поэзии религиозной и светской, воспевается возвышенность души, стремящейся к Богу и высоко поднимающейся над любыми предметами, явлениями и стихиями природы (изображение которых к тому же в этих религиях запрещено). Такое искусство Гегель называет возвышенным.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.