Позитивизм
Хотя считается, что позитивизм возник во Франции, можно сказать, что в Англии, где существовала прочная традиция сенсуализма, он нашел свою вторую родину. Метод генетического анализа с сопутствующим ему редукционизмом высшего к низшему в применении к эстетическим явлениям, мы встречаем в работах Герберта Спенсера. Спенсер и его ученик Грант Аллен, опираясь на данные психологии, физиологии, эволюционной биологии, пытались дать нетривиальное и чисто научное объяснение эстетического восприятия природы и искусства, генезиса мелодии в музыке, грации движения в танце, ритма в стихе, орнамента в дизайне и архитектуре!. Притом что английские позитивисты ставили задачу перенести эстетические исследования в плоскость эмпирического изучения фактов, т. е. существующих в обществе представлений о красоте, о причинах их возникновения, о механизмах функционирования психофизиологического аппарата органов чувств при эстетическом восприятии; в их теоретических построениях все время слышатся отголоски кантовскошиллеровского учения о сущности красоты и искусства.
В теории Лало мы находим мотивы, развивавшиеся позитивистской мыслью XX века понимание красоты как экономии сил в процессе ее восприятия и трактовку искусства как игры. Одновременно Лало вносит новые темы в эстетику, характерные уже для XX века. Так, в одной из первых своих работ (переведенной в 1915 г. на русский языкх) Лало определяет эстетику как науку о ценностях и ценностных суждениях, а также закладывает программу будущих исследований. Так как всякая оценка имеет психологический, а в конечном счете социальный характер, то и эстетика, по мысли Лало, должна повернуться лицом к социологии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.