Острота идейной борьбы
Остротой идейной борьбы объясняется полемическая направленность большинства эстетических работ, особенно середины второй половины века, авторы которых, причисляя себя к тому или иному лагерю, в разгар полемики иногда не удерживались от некорректных выражений в адрес противников, хлестких фраз, наклеивания друг на друга ярлыков. (К сожалению, все это стало традицией и потом не раз повторялось в нашей эстетике и критике следующего XX века.) Но и в более спокойное время первых двух десятилетий XIX века (до восстания декабристов) от эстетики, в соответствии с принципами просветительского классицизма, требовалась гражданская полезность, участие в общественной жизни, она не могла быть оторвана от морали, религии, риторики и поэтики. Эстетика должна была внести свой вклад в процесс просвещения, вырабатывать правила для создания высокоморальных художественных произведений (правила для гения), правила восприятия и оценки произведений с точки зрения норм хорошего вкуса (эстетическое воспитание зрителей) и тем самым формировать благовоспитанного, просвещенного гражданина. С середины века задачи морального воспитания граждан заслоняются другими, теперь считавшимися более важными, просвещение народных масс, пропаганда научных знаний, а позже революционная агитация. Вовлеченность эстетики в круг этих проблем привела к тому, что она не могла ограничиться вопросами философского и научноакадемического изучения искусства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.