Проблемы эстетики
Если у Конта проблемы эстетики оставались, в общем, на периферии мировоззрения, то в деятельности французского историка литературы, искусствоведа и методолога гуманитарных наук И. Тэна они занимали центральное место. Именно Тэн максимально продвинул вперед позитивистскую методологию в изучении искусства. Как и Конт, Тэн считал, что гуманитарные науки должны учиться у естественных строгости и точности, а поэтому важнейшими для него были положения: опора на эстетические факты (под ними он понимал отдельные произведения искусства): метод описания фактов и индуктивного обобщения; нахождение источников детерминации наблюдаемых фактов, которые он свел к своей ставшей знаменитой триаде: раса, среда и момент. На Тэна, как и на английских позитивистов, значительное влияние оказала дарвиновская концепция биологической эволюции. Идею адаптации видов растений и животных к среде он перенес на общество. Согласно Тэну, географическая среда сама порождает психологические особенности народов той или иной расы. А эти особенности в свою очередь создают господствующий тип характеров и нравственных устоев общества, определяющих особенности искусства региона и эпохи. Называя художественное произведение фактом, Тэн рассматривал его как нечто простое, неразложимое и очевидное. Но это был самообман. Уже Э. Геннекен понял разницу в восприятии физических и эстетических фактов (если называть таковыми произведения искусства). Живописное полотно превращается в факт искусства и начинает функционировать как картина только тогда, когда она соответствует норме сложившегося в обществе вкуса. В противном случае ему остается только физическое существование, не относящееся к компетенции эстетики. Отсюда Геннекен сделал вывод о необходимости замены генетического анализа искусства функциональным, так как произведение выражает, по Геннекену, психологию прежде всего тех, для кого, а не тех, кем оно создается.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.