Предмет изящных искусств
Предметом изящных искусств является духовная жизнь человечества с его характерами, мыслями, чувствованиями, деяниями и приключениями, его историей, ибо она «представляет обширнейшее позорище (т. е. картину, зрелище. Н. Д., В. П.) нераскрытых идеалов», воплощаемых гением. «Прекрасное творение искусства происходит там, где свободный гений человека как нравственно совершенная сила запечатлевает божественную, по себе значительную личную идею самостоятельно в чувственно совершенном органическом образе или призраке»1.
Во второй части «Опыта науки изящного» рассматриваются смысл, техника, назначение, формы, язык разных видов искусства и выводятся соображения о том, что хорошо и что дурно для каждого из них. Искусство, по Галичу, есть изображение человеком своих мыслей и видений, а изображать значит «приводить в явление», т. е. демонстрировать в чувственно воспринимаемой форме. Соответственно, искусства рассматриваются автором с точки зрения того, на какие органы восприятия они воздействуют. Так как у человека есть чувства внешние, обращенные к восприятию явлений в пространстве, т. е. и искусства внешних чувств зрения, слуха и осязания, которые дают сведения о предметах, не разрушая их. (В противоположность этим чувствам, или ощущениям обоняние и вкус создают такой контакт с предметом, который наносит вред его существованию, поэтому они исключаются Галичем из числа эстетических.) Кроме них есть искусства внутреннего чувства, движущегося преимущественно во времени. Первые Галич называет «натуральными искусствами», они составляют область художественного. Вторые составляют идеальную область, т. е. поэзию. Первые пользуются натуральными знаками, заимствованными из природы, вторые искусственными словами.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.