Герберт Маркузе
Герберт Маркузе в работах «Эрос и цивилизация» и «Одномерный человек» сочетает марксистский анализ с фрейдистским. Кроме необходимого для создания цивилизации подавления изначальной природы человека сексуального либидо, Эроса в классовом обществе возникает «прибавочное подавление», следствие неравенства и господства. В современном капитализме есть технологические возможности для уничтожения этого прибавочного подавления, освобождения Эроса и распространения его энергии на труд и социальные отношения. Примирение человека и природы могло придать жизни свойства эстетической игры. Но действительное развитие капитализма делает надежды на реализацию этой возможности все более призрачными. В условиях господства «принципа производительности» эти надежды могут сохраняться только в искусстве, которое способно создавать иное измерение реальности благодаря оппозиционным и трансцендирующим образам. С одной стороны, искусство это сфера видимости, иллюзии, не имеющей силы преобразовать жизнь, тем более в современной технологической реальности, но с другой это сфера истины, напоминающая людям об утраченных возможностях. Однако проблема в том, что по мере развития капитализма искусство утрачивает свою подрывную силу, поглощаясь рынком и массовой культурой. «Ликвидация двухмерной культуры происходит не посредством отрицания и отбрасывания культурных ценностей”, но посредством их полного встраивания в утвердившийся порядок и их массового воспроизводства и демонстрации». Подлинное искусство всегда было выражением отчуждения от существующих форм ложной жизни. В отличие от отчуждения человека, описанного Марксом, это отчуждение сознательный протест против отчужденного существования, отчуждение «более высокого уровня», дающее приют несчастному сознанию разобщенного мира.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.