Вальтер Беньямин
Вальтер Беньямин. Как замечает X. Арендт, Беньямин был самым странным из марксистов. Хотя его и относят обычно к Франкфуртской школе, он скорее был ее «попутчиком». Адорно и Хоркхаймер полагали, что его мышлению не хватает диалектики, что, например, в работе о Бодлере он слишком поспешно соотносит «элементы надстройки» с «элементами базиса», не осуществляя «диалектического опосредования». В марксизме его и привлекло именно учение о надстройке и базисе, которое он весьма своеобразно истолковал в духе бодлеровских соответствий как постижение тесной связи между духом и его материальными проявлениями. Внимание Беньямина привлекали частности, не укладывающиеся в привычные схемы, требующие неожиданных интерпретаций. Беньямин стремился увидеть в отдельном предмете большой исторический нарратив, он был зачарован вещами как свидетельствами. Для Беньямина, как и для Пруста, прошлое сохраняется не в сознании, а в материальной реальности. Исторический материализм Беньямина связан с этой попыткой «неидеалистического» доступа к прошлому в обход сознания. Поэтому один из ключевых концептуальных персонажей для Беньямина коллекционер, получающий через предметы доступ к «магической энциклопедии» прошлого и становящийся «толкователем судьбы». Беньямин сравнивает коллекционера, собирающего ненужные вещи, не имеющие рыночной стоимости, с революционером, мечтающем о лучшем мире, где вещи будут избавлены от «ярма полезности», а люди научатся «незаинтересованному созерцанию», не выискивающему повсюду потребительскую стоимость.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.