Рецензия Соловьева
Рецензия Соловьева была написана на изданный в 1893 году сборник трудов Чернышевского, куда вошла и его магистерская диссертация. Ее переиздание мыслитель считает вполне своевременным в связи с тем, что после долгого периода господства в русской эстетике и критике так называемого «утилитаризма» возродились позиции «чистого» искусства, требовавшего не просто автономии художественной деятельности (с этим Соловьев еще согласился бы), а того, что философ назвал «эстетическим сепаратизмом», т. е. отрицанием связи искусства с другими видами человеческой деятельности и отрывом его от общих жизненных целей человечества. В таком ключе русский теург трактовал теорию и практику первой волны символизма, пришедшего в Россию. Новые по форме поэтические выступления в печати Бальмонта, Брюсова, Мережковского, Пшпиус и их эстетические манифесты были ему чужды.
Философия Ницше начинается с констатации двух начал апол лонического и дионисического. Это универсальные начала, которые не ограничены какойто одной областью применения начала искусства, жизни, бытия. Аполлоническое начало порядка, пластики и привлекательной иллюзии, которую можно уподобить состоянию сна. Дионисическое хаотическое начало, начало непластического, ужасающей истины, которая вместе с тем вызывает веселость, буйство, и потому его можно уподобить опьянению.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.