Последователи Виндельбанда
Последователи Виндельбанда в эстетике Ионас Кон и Бродер Христиансен не ставили задачи систематического обоснования эстетики и сосредоточили внимание на установлении особенностей эстетической ценности. Опираясь на данные психологии, Кон заключает, что она, вопервых, представляет собой «непосредственносозерцательное переживание», вовторых, является ценностью «чисто интенсивной» (т. е. ценимой только ради самой себя), наконец, ее оценка, в отличие от оценки приятного, выступает в форме долженствования (притязания на общезначимость). Своеобразное содержание эстетической ценности Кон определяет, используя выводы теории «вчувствова ния» как «выражение внутренней жизни»: «Натянутость или свободу, мягкую податливость или мучительную напряженность. форм (предметного мира. Т. А.) мы чувствуем по аналогии с нашими собственными движениями»!. Поэтому первое условие художественного творчества способность художника к переживаниям. Присоединяясь к результатам формалистической эстетики, Кон заключает, что произведение искусства обретает, однако, окончательно эстетическую ценность тогда, когда переживание внутренней жизни принимает особую форму, благодаря которой «страстное пение отличается от простого крика». Определение Коном эстетической ценности как «оформленного выражения переживания» явилось по существу компиляцией под новым названием основных положений психологической и формалистической эстетики.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.