История и классовое сознание
Георг Луках. Несмотря на то что первой «марксистской» работой Лукача считается «История и классовое сознание», написанная в 1923 году, его ранние работы уже содержат в себе основные темы его мысли. Сборник эссе «Душа и формы» и «Теория романа» до сих продолжают оказывать влияние на литературоведов и философов. В этих работах также можно найти мотивы его обращения к марксизму и политической деятельности, напоминающие кьеркегоровский «прыжок веры» отчаявшегося эстетика. В «Теории романа» Лукач описывает «трансцендентальную топографию духа», переход от античности и Средневековья к Новому времени как распад органического единства и целостности мира, когда смысл жизни уже не имманентен действительности, а лишь задан как недостижимый идеал. Художественным выражением «спонтанной тотальности бытия» был античный и средневековый эпос, а утративший эту тотальность мир Нового времени с его центральной фигурой потерявшим почву под ногами «проблемным индивидом» воплощает свои поиски смысла в романе, «эпопее оставленного Богом мира». Роман представляет собой никогда не завершающиеся окончательным снятием противоречий между бытием и долженствованием биографические поиски ясности самосознания в условиях случайной и разнородной действительности, когда о гармонии и совершенстве можно лишь ностальгически тосковать поэтому атмосфера великих романов меланхолична. Поскольку цель и смысл этого пути героя к самому себе не дан изначально и трансцендентен, роман, в отличие от эпоса, требует диалектической рефлексии автора по отношению к изображаемой действительности и к своей собственной позиции, которая не может не быть также всего лишь субъективной и неокончательной.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.