Свободный ум
Жизнь искусство нигилизм. В работах второго периода своего творчества Ницше рассматривает в основном проблемы познания и нигилистического отношения к жизни, им вводится понятие «свободного ума», «интеллектуальной совести», вводится своеобразная онтология множественности и нетождественности сущего, эстетическая проблематика оказывается развитием и уточнением ницшевской нигилистической гносеологии и онтологии. В то же время надо учитывать, что само понятие свободного ума оказалось прямым «наследником» эстетической проблематики.
Можно выделить три повторяющихся идеи в творчестве Ницше этого периода. Вопервых, это понятие «свободного ума». Эстетик в философии Ницше доходит до постижения иллюзорности сущего, среди которого он усматривает и иллюзорность самого себя как эстетика; именно с этого момента и вводится понятие «свободного ума», который мыслится как освобожденный от ценности субъекта. Вовторых, нигилистическое отношение к жизни должно сохранять определенный порядок обесценивания жизни, который гарантируется вводимым Ницше понятием «интеллектуальной совести». Вместе с тем, «интеллектуальная совесть» задает неограниченность познания (названная Ницше «познанием ради познания») и именно в виде нигилистического познания жизни и видится единственная возможность жизни. Втретьих, познание «свободного ума» приводит к идее множественности: в мире сущего нет ничего тождественного самому себе, нет действительности как таковой, поскольку недействителен сам субъект.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.