Эстетические теории
Искусство это не только мир смыслов и образов, но и индустрия, товар, производимый и продаваемый на рынке. В современных марксистских эстетических теориях, например у Ф. Джеймисона или Т. Иглтона, культура позднего капитализма, превратившая искусство в товар не только в экономическом смысле, но и в эстетическом, окончательно нейтрализует присущие авангардным художественным практикам начала XX века критическую дистанцию и борьбу за смысл. Религиозная, сакральная аура искусства, о разрушении которой новыми технологиями писал Беньямин, сменилась экономической аурой потребления. Эстетический шок, которой казался Брехту средстом борьбы с идеологией, не только перестал оказывать какоелибо революционизирующее воздействие на истеблишмент, но, будучи ассимилирован рынком, стал движущей силой культурноэкономической системы. Результатом является почти безнадежное овеществление искусства, когда произведение искусства подстраивается под товарную форму.
Особый характер имело то направление в марксистской мысли, которое связано с именами А. А. Богданова и А. В. Луначарского. У них наблюдалась попытка дополнить марксизм новейшими идеями философии конца XIX начала XX века, в частности «теорией чистого опыта» Р. Авенариуса, некоторыми положениями Спенсера и Ницше, что вызвало активное противодействие со стороны Ленина. В это же время Богданов разрабатывал свое оригинальное учение, названное им «Организационной наукой», или «Тектологией». Философия Богданова оказывала влияние на марксистскую эстетическую мысль вплоть до 20х годов XX века.
В начале 30х годов, когда идеи Богданова были полностью отвергнуты, а его философские споры с Лениным закончились победой оппонента, «марксистсколенинская эстетика» стала официально признанной «единственной научной» эстетической теорией в нашей стране. Она просуществовала в этом статусе до начала 90х годов XX века. В последнее десятилетие XX века российскую эстетику наполнили новме идеи, направления и точки зрения, выходящие за рамки марксизма, но еще сохранявшие в себе его рудименты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.