Русская эстетика
Гораздо больше внимания, чем Кант, он уделяет трогательному, прелестному, занимательному, смешному, т. е. всему тому, что, по Канту, относится не к свободной красоте, а к «привходящей». В отношении искусства Якоб также настаивает на том, что одного изящного для «обольщения» искусством недостаточно, нужна выразительность, т. е., чтобы сквозь форму просвечивала четко воспринимаемая идея.
Подводя итоги первого этапа развития русской эстетики, можно сделать следующие выводы. Русские пропагандисты эстетических знаний демонстрируют свою образованность, умение синтезировать различные точки зрения, но новой самостоятельной эстетической системы так и не было ими создано, да, видимо, они к этому и не стремились, ставя перед собой прежде всего просветительские цели. В построении учебных курсов заметно влияние такого способа расположения материала, с каким мы встречаемся в традиционных риториках и поэтиках. И это понятно, так как эстетика включалась в один ряд с такими науками, как теория права, логика, этика, риторика, перед которыми ставилась задача воспитать культурного, порядочного, образованного гражданина, знающего и выполняющего законы государства, правила логики, правила хорошего тона и вкуса.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.