Форма и содержание в искусстве
Форма и содержание в искусстве. Хотя произведение искусства выражает идею, это не значит, что оно может выражать понятие. Вообще понятие и идею Шопенгауэр резко различает. Идеи требуют лишь созерцания. Если понятие все же както присутствует в изобразительном искусстве, мы получаем аллегорию. Аллегории для Шопенгауэра скорее род поэзии, чем живописи. «Однако как в изобразительном искусстве, так и в поэзии аллегория переходит в символ, если между представленным наглядно и тем абстрактным, которое оно обозначает, существует только произвольная связь». Символическое же искусство, основанное на понятии, Шопенгауэр резко отрицает, противопоставляя символичность эстетичности. Любопытно, что символичность ассоциируется для него с понятийностью: понятие, не будучи выражением species naturalis, но лишь функции в ряду мотиваций, совершенно произвольно. Оно есть скорее знак. В то время как искусство, по его мнению, имеет дело исключительно с чувством со внепонятийным, внемотивационным созерцанием. Здесь Шопенгауэр вновь выступает как метафизик или же выражает глубинную тоску искусства и его созерцателя по непосредственному, внезнаковому присутствию.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.